Економіка Цинізм інфляційнного “надувательства” (про проект бюджету-2018)

Цинізм інфляційнного “надувательства” (про проект бюджету-2018)

334
0

Правительство подало в парламент проект бюджета на 2018 год. В документ в очередной раз заложены нереально высокий рост ВВП, нереально низкая инфляция и столь же нереально низкий дефицит бюджета…

Важнейшим источником роста бюджетных доходов остаются инфляция и девальвация гривны. Еще одной особенностью проекта является резкое увеличение расходов на лояльные к власти и лично к Порошенко силовые структуры, а также на администрацию и Кабмин. 

Макроэкономика мыльного пузыря

Суммарные доходы сводного бюджета-2018 прогнозируются в размере 1,119 трлн грн, что на 15% больше, чем в 2017 году. Но если эту большую и красивую цифру перевести в доллары США по заложенному в бюджете курсу 29,3 грн/долл, то окажется, что бюджет 40-миллионной страны в центре Европы составляет около 38 млрд долларов. Напомним, бюджетом на 2017 год среднегодовой курс доллара установлен в размере 27,2 грн/долл.

Расходы бюджета в 2018 году запланированы в размере 1,198 трлн гривен.

Дефицит бюджета в проекте установлен в размере 79,2 млрд грн или 2,4% ВВП.

Таким образом, ВВП на 2018 год прогнозируется в размере 3,3 трлн грн или немногим более 112 млрд долларов.

Указанные выше цифры по доходам и расходам, повторим, относятся к сводному бюджету. Если же говорить только о госбюджете, то его плановые доходы на 2018 год установлены в сумме 877 млрд грн, расходы – 948 млрд грн. Напомним, что в 2017 году доходы бюджета установлены в размере 721,4 миллиарда гривен, а расходы – 790,4 миллиарда гривен. Дефицит бюджета в 2017 году планировался на уровне 77,5 миллиарда гривен, или 3% ВВП. 

Главными источниками пополнения бюджета Украины остаются налоги на добавленную стоимость, доходы физлиц и акцизы.

Также бюджет правительства, вопреки заявлениям премьера Гройсмана, планируют выполнить за счет повышения ставки акциза на табачные изделия, что даст плюс 7,3 млрд грн к 2017 году. Хотя в правительстве обещали, что рост доходов в бюджете 2018 года планируется обеспечить без повышения налогов, а «за счет экономического роста».

Кроме того, планируется повысить ренту за пользование радиочастотным ресурсом, что может привести к новому росту тарифов на мобильную связь для абонентов. Правительство хочет получить дополнительно почти 2 млрд грн от выдачи лицензий операторам лотерей.

Также в Кабмине рассчитывают на оживление работы прибыльных предприятий и в целом рассчитывают на 80 млрд грн налога на прибыль. Кроме того, НБУ, в соответствии с планами правительства, перечислит в госбюджет 47 млрд грн прибыли.

Обращает на себя внимание не в меру оптимистичный уровень инфляции в 7% на 2018 год. Напомним, что на 2017 год в бюджет была заложена инфляция в размере 8,3%, хотя эксперты хором прогнозируют, что к концу года она будет в два раза больше, и рядовые граждане чувствуют это на себе.

Более чем сомнительным является и заложенный в проект бюджета рост ВВП в 2018 году на 3%. Такой же рост был заложен и на 2017 год, но прогнозируется, что он составит в лучшем случае 1,5-1,8%. И причины для удвоения темпов роста ВВП в 2018 году пока что не просматриваются.

Но это не значит, что доходная часть в случае недостаточного роста экономики не будет выполнена. Тем более что и в нынешнем году она выполняется.

«Палочкой-выручалочкой» для правительства в этом случае является та самая инфляция, которая, повторим, в нынешнем году примерно вдвое выше запланированной. В 2018 году, очевидно, власть также рассчитывает на инфляцию. 

Эксперт Александр Охрименко назвал проект «излишне оптимистичным», отметив, что его планируют выполнить, прежде всего, за счет девальвации гривны почти на 8%. И действительно, в 2018 году власть намерена, повторим, ослабить национальную валюту до уровня 29,3 грн/долл.

Александр Охрименко

Охрименко справедливо обращает внимание на заниженный дефицит бюджета в проекте на 2018 год: «Кабмин говорит о дефиците в 2,4%, но без учета долгов по НДС, долгов по зарплатам госпредприятий и «дыры» в 150 млрд грн в бюджете Пенсионного фонда». 

Иными словами, реальный дефицит значительно выше, но власть об этом помалкивает, вводя в заблуждение общественность.

Охрименко также справедливо говорит о крайней сомнительности таких источников пополнения бюджета, как спецконфискация имущества бывших чиновников (4 млрд грн) и приватизация (22 млрд грн). Каждый год правительство закладывает в проект бюджета огромные цифры поступлений от приватизации, но в реальности получаются копейки. Что же касается спецконфискации, то это вообще вилами по воде писано.

Экономист Иван Никитченко высказывает справедливое сомнение в нереально низкий прогноз инфляции на 2018 год. По его мнению, даже снижение курса гривны до 29,3 грн/долл приведет к росту на 7,7% цен на импортные товары, моторное топливо, энергоносители и так далее, что немедленно приведет к росту цен и на товары отечественного производства.

Экономист Виктор Скаршевский обращает внимание, что в бюджете текущего года также был заложен рост ВВП на 3% и инфляция 8%. По его мнению, ВВП в 2017 году вырастет на 1-1,5%, а инфляция достигнет 14-15%. Так будет и в 2018 году: ВВП вырастет незначительно, а инфляция составит 12-24%. 

Виктор Скаршевский

«Нынешний бюджет выполняется за счёт инфляционно-девальвационного процесса. И на него же правительство делает ставку и на следующий год. Девальвация гривны позволит наполнять доходную часть бюджета, ведь 40% поступлений привязаны к курсу — ввозные пошлины, импортное НДС, многие другие сборы. Кстати, в августе, когда гривна укрепилась, в бюджет недопоступило 10% средств. Так что слабая гривна выгодна властям с точки зрения наполнения бюджета», — отметил Скаршевский.

Долги наши тяжкие

Важной особенностью бюджета на 2018 год является то, что значительную часть доходов бюджета ожидается получить путем заимствования: 112 млрд гривен — внутренние, 81 — внешние. На выплату госдолга в новом году предусмотрено направить 118 млрд гривен.

Предельный объем госдолга на 31 декабря 2018 года установлен в сумме 1,999 трлн грн, гарантированного государством долга – 747,6 млрд грн.

Значительным риском для государственных финансов является тот факт, что до 2020 года Украина должна выплатить по внешним займам 22 млрд долларов по прямому и гарантированному долгу. 

А главное, в 2018 году придется выплатить в общей сложности 17 млрд долларов. Где власть намерена взять эти деньги непонятно, ведь весь золотовалютный нынешний резерв страны в настоящий момент едва превышает 18 млрд долларов!

Власть нашла источник средств для погашения долгов – влезть в новые долги на еще более кабальных условиях! Правительство планирует разместить евробонды по огромной ставке около 9% годовых и занять на внутреннем рынке почти 215 млрд грн под примерно 12%, что составляет около 20% доходов сведенного бюджета и почти четверть доходов общего фонда госказны.

Социалка прогрессирующей нищеты

Несмотря на прогнозируемый существенный рост доходной части бюджета, увеличение социальных расходов предлагается весьма скромным – со 117 млрд грн в 2017 году до 122 миллиардов гривен в 2018 году.

Правительство намерено в 2018 году повысить минимальную заработную плату на 16,3% – до 3723 гривен. Напомним, что с 1 января 2017 года она была повышена сразу вдвое до 3200 гривен, и это привело к крайне неоднозначным последствиям. В частности, такое резкое повышение эксперты считают одной из главных причин резкого роста цен и инфляционного скачка в нынешнем году. 

Зато прожиточный минимум, который в декабре 2017 года должен вырасти с 1600 до 1700 гривен, на уровне 1700 гривен и будет заморожен в течение всего 2018 года.

Очень показательной является ситуация вокруг пенсионного обеспечения. На момент написания этого текста парламент еще не принял во втором чтении пенсионную реформу, но в госбюджет на 2018 год заложены соответствующие расходы. В частности, на финансирование Пенсионного фонда предусматривается 141 млрд грн. Это на 15 млрд грн меньше, чем в госбюджете 2017 года, когда предусматривалось до 156 млрд грн. Таким образом, власть надеется, что реформа приведет к сокращению расходов на пенсионеров.

Важнейшими направлениями финансирования социальных программ являются адресные субсидии на оплату коммунальных услуг – 55,1 млрд гривен, льготы на оплату коммунальных услуг – 7 млрд гривен, расходы на выплату малообеспеченным семьям и другим социальным категориям населения – 57,9 млрд гривен, помощь на покупку твердого и жидкого печного топлива – 2,7 млрд гривен.

Для сравнения, в проекте госбюджета на 2017 год были заложены 51 млрд грн на предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Но в реальности, по словам экспертов, сумма составит около 100 миллиардов. Сумма на субсидии была уже увеличена поправками в бюджет летом этого года, но все равно не дотягивает до необходимого размера. 

Таким образом, закладывая на субсидии 55 млрд гривен, власть фактически решила сэкономить. Как пояснил Рева, в правительстве считают, что в связи с ростом доходов казна будет меньше тратить на компенсации по оплате коммунальных услуг. Под «ростом доходов» власть, очевидно, имеет в виду указанное бумажное повышение минималки.

Александр Рева

Помимо этого, Кабинет министров ожидает рост среднемесячной зарплаты на 10,9%. Также в 2018 году власть обещает снижение уровня безработицы с 9,3% ожидаемого в 2017 году до 9,1% в 2018 году. По расчетам правительства, в 2018 году средняя зарплата номинально вырастет до 8623 гривен по оптимистическому сценарию.

На чем строится этот «оптимизм» – непонятно. А в среднюю зарплату около 9000 и вовсе поверить трудно!

На практике это ведет к тому, что в коммунальном хозяйстве накапливаются астрономические долги. Имеются в виду как долги населения, так и долги государства по субсидиям.

Власть обещает улучшение положение некоторых отраслей и категорий трудящихся.

В частности, учителям снова поднимут зарплаты на 25%. Например, учитель 1 категории получит более 8000 грн (+1600 грн). Всего расходы на образование в 2018 г. вырастут на 18,3% — до 217,5 млрд грн со 183,8 млрд грн, запланированных в госбюджете на 2017.

Медицине добавят всего 11 млрд грн (до 112,5 млрд грн). На финансирование первичного звена медпомощи будет направлено 13,2 млрд грн, вторичной и третичной медпомощи — около 52 млрд грн. На поддержку сельской медицины, инициированную президентом Петром Порошенко, планируется направить 1 млрд грн. 

Но при ближайшем рассмотрении, и здесь не все так хорошо, как рассказывают чиновники. 

Упомянутый выше эксперт Александр Охрименко обращает внимание на тот факт, что источником повышения зарплат учителям, в значительной мере, является сокращение численности педагогов из-за закрытия школ, в первую очередь в сельской местности, где мало учеников. 

Мнение эксперта подтверждается официальными данными. По данным Госстата, за первое полугодие 2017 года сокращено 86 тысяч учителей, то есть на 20%. 

Силовикам – много денег, но не всем 

Но на силовом блоке власть решила не экономить. Но наиболее значительный рост финансирования в процентном отношении, то есть на 20-40%, наблюдается у структур, которые лояльны к власти и лично к Порошенко.

Финансирование силовых органов в 2018 году планируется увеличить до 165 млрд грн, чтобы эта сумма составляла задекларированные 5% ВВП, это на 22 млрд грн больше, чем в 2017 году. В том числе армия получит 60 млрд (рост на 11 млрд), на закупку вооружения – 16,4 млрд (+6,5 млрд).

МВД, включая Нацгвардию, Госпогранслужба и Госслужба чрезвычайных ситуаций получат в сумме 63,9 млрд (+10,8 млрд).

В то же время, расходы на Генпрокуратуру вырастут на 2 млрд до 6,7 млрд гривен. Службе безопасности Украины добавят 1,5 млрд грн, увеличив бюджет до 7,6 млрд грн. Финансирование Службы внешней разведки вырастет с 960 млн грн до 1,5 млрд гривен. Администрация спецсвязи станет богаче с 1,5 млрд до 2,2 млрд гривен.

Но рекордсменом по праву можно считать Государственную фискальную службу, финансирование которой подскочит почти вдвое – с 6,3 млрд до 11,8 млрд гривен.

Это были лояльные к власти государственные структуры.

Нелояльным повезло значительно меньше.

Например, финансирование Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) увеличится всего на 10% до 857 млн гривен. На 10% вырастет финансирование Специализированной антикоррупционной прокуратуры, которая хоть и входит в структуру Генпрокуратуры, но действует фактически обособленно в паре с НАБУ. Известно, что оба эти органа фактически не подчиняются власти и занимаются коррупцией во властной верхушке, поэтому их деятельностью очень многие в верхах крайне недовольны. 

Космические финансы администрации Порошенко и Кабмина 

Зато в финансировании ряда государственных органов прогнозируется поистине космический рост.

Прежде всего, это касается скандальной ДУСи, то бишь «Державного управління справами», которое осуществляет материально-техническое обеспечение бурной деятельности Порошенко, его администрации и прочих прихлебателей. Финансирование этой структуры в 2018 году будет увеличено на 700 млн гривен до 2,4 млрд гривен.

Для сравнения, финансирование Государственного космического агентства, куда входят, в частности, «Южмаш» и КБ «Южное», в будущем году, наоборот, будет сокращено с 2,9 до 2 млрд гривен. То есть содержание ДУСи превышает финансирование всей ракетно-космической отрасли, которая в условиях войны имеет также огромное оборонное значение.

Не обделил себя Кабмин Финансирование секретариата правительства будет увеличено с 500 млн до 1,5 млрд гривен, то есть втрое.

Последние цифры показывают истинное лицо власти…

 

 

Джерело: Антикор

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я