Новини Сколько стоит карантин

Сколько стоит карантин

320
0

Закрытие школ вследствие повышения заболеваемости гриппом имеет свою цену. Какова она с точки зрения экономики?

В Киеве – вновь карантин: в попытке избежать эпидемии гриппа мэрия закрыла школы и ограничила проведение массовых мероприятий. Точно так же поступили мэрии Тернополя, Херсона, Одессы и других городов. Предотвратить развитие эпидемического сценария это не помогло – согласно заявлению министра здравоохранения, эпидпорог по гриппу уже превышен в 18 областях страны. В Украине карантин – обычная практика: один из блогеров с известной долей сарказма назвал его «неофициальными каникулами».

В этом плане наша страна не уникальна: во время сезонных эпидемий гриппа школы регулярно закрывают, например, в Японии и Болгарии. Есть ли смысл в таких мерах? Ответить на этот вопрос, проанализировав плюсы и минусы карантина, в последнее время пытались несколько исследовательских коллективов.

Преимущества введения карантина

Вначале о плюсах. В потенциале карантин способен ограничить распространение болезни – правда, непонятно, до какой степени. В 2014-м британский минздрав отметил в своей аналитической записке, что закрытие школ «может стать полезным элементом стратегии по локализации пандемического гриппа, но момент введения карантина и его продолжительность, необходимые для достижения эффекта, не определены».

С точки зрения экономики преимуществ от карантина несколько. Во-первых, снижается смертность. Во-вторых, чем реже дети болеют, тем меньше потери «человеческого капитала» – знаний, которые впоследствии помогают получить более высокооплачиваемую работу

В другом исследовании, опубликованном в медицинском журнале TheLancet, говорится, что «оптимистичный сценарий» – примерно 15-процентное снижение общей численности заболевших, и 40-процентное – на пике эпидемии.

Сходные оценки приводит в своей статье Джером Адда из Университета Боккони. Опираясь на накопленную во Франции подробную статистику, он выяснил, что закрытие школ на две недели в периоды сильного распространения гриппа приводит к снижению заболеваемости на 12% в год. С точки зрения экономики преимуществ несколько.

Во-первых, снижается смертность. В сухих цифрах финансовых выкладок эффект от спасения каждой жизни – от 1,3 млн до 6 млн евро. Во-вторых, чем реже дети болеют, тем меньше потери «человеческого капитала» – знаний, которые впоследствии помогают получить более высокооплачиваемую работу. По оценкам Aддa, три дня пропущенных занятий выливаются для ребенка в 0,8% утраченного человеческого капитала в год.

Не все так просто

Но есть и минусы. Закрытие школ на две недели означает, что не только заболевшие, но и все остальные дети недополучают сумму знаний за десять дней учебы. На этом список потерь не заканчивается. Школьники остаются дома, а стало быть, родителям приходится думать, как за ними присматривать.

Часто это означает, что родители просто не выходят на работу. Ученые Зед Садик, Элизабет Адамс и Уильям Эдмундс пишут в своем исследовании, что из-за школьных карантинов дома остаются 16% работников. Стоимость их отсутствия на рабочих местах высока: 0,2–1% ВВП за 12 недель карантина в Великобритании и 0,1–0,3% ВВП за четыре недели карантина в США.

Сравнив потери и преимущества, Адда приходит к выводу, что с точки зрения затрат закрытие школ на карантин – дело невыгодное. Такой шаг имеет смысл в двух случаях. Первый – если вызвавший эпидемию штамм вируса гриппа особенно опасен. Второй – если время учебы, потерянное во время карантина зимой, компенсируется продлением учебы в летние месяцы (так, например, поступают в Японии).

Чтобы точно подсчитать экономические потери и выгоды от введения карантина, требуется учитывать множество факторов и делать массу допущений. Поэтому такие оценки обычно предполагают значительную степень неопределенности, и разные люди вольны трактовать их по-своему. Так обычно и происходит, когда правительства определяют эффективность введения школьного карантина.

Введение карантина имеет смысл в двух случаях. Первый – если вызвавший эпидемию штамм вируса гриппа особенно опасен. Второй – если время учебы, потерянное во время карантина зимой, компенсируется продлением учебы в летние месяцы

Это подтверждают Саймон Кочемез из Имперского колледжа Лондона и его коллеги, изучавшие реакцию различных государств на эпидемию гриппа 2009 года. Исследователи выяснили, что различия в принимаемых чиновниками решениях были обусловлены в основном особенностями в системах здравоохранения, а также общественными ожиданиями в этих странах.

Япония и Болгария, например, в которых закрытие школ на карантин – обычная практика, сделали это и в 2009-м. А в странах, где к такой мере прибегают редко, школьных занятий не отменяли. По-видимому, в Украине карантин так и останется традицией. Но пока дни учебы, потерянные из-за него зимой, компенсируются продлением занятий летом, особого влияния на экономику это не окажет – как минимум с точки зрения человеческого капитала.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я