Новини Кому и почему могут отказать в субсидии: 5 причин

Кому и почему могут отказать в субсидии: 5 причин

307
0

Украинское правительство радостно сообщает об очередной «победе» – количество получателей соцпомощи в нынешнем отопительном сезоне вырастет с 5,5 до 9 млн семей. В связи с этим Кабмин намерен выделить в Бюджете-2017 на жилищные субсидии более 50 млрд грн. Однако, говорят эксперты, в этом вопросе далеко не все так просто.

Что же может помешать украинцам воспользоваться правом получать субсидии? В ответе на этот вопрос «МИР» разбирался вместе с экспертами. 

1. Покупка на 50 тыс. грн

В Минсоцполитики говорят, что одноразовая покупка в течение прошлого года на сумму более 50 тыс. гривен является основной причиной для отказа в предоставлении субсидии. На первый взгляд, вроде бы все справедливо: вряд ли нуждающийся человек может себе позволить выложить за какую-то вещь такую немалую сумму. Но, предостерегают эксперты, не торопитесь с выводами. 

Руководитель ОО «Публичный аудит» Максим Гольдарб приводит пример: допустим, семья оказалась не в состоянии оплачивать свою трехкомнатную квартиру и принимает решение продать ее и купить жилье меньшей площади. Очевидно, что покупка квартиры совершается как раз в силу того, что люди обеднели – кому как не им платить субсидию? Однако формально они попадают в число тех, кому субсидия не положена, ведь стоимость квартиры будет больше 50 тыс. грн., какой бы крошечной она не была. 

С другой стороны, говорят эксперты, это ограничение вовсе не означает, что любая покупка свыше 50 тыс. грн означает автоматически отказ. Ведь органы соцзащиты могут о многих расходах просто не знать! Человек может покупать дорогие ювелирные украшения, мебель, бытовую технику, автомобиль по доверенности, может путешествовать за границу по пять раз в год – если эта информация не попадется на глаза комиссии собеса, то ему ничего не грозит. 

Еще один способ добиться субсидии даже покупая супердорогие товары – это брать товары в кредит таким образом, чтобы взносы, включая первоначальный, были меньше 50 тыс. грн. 

Кстати, по словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в Европе именно таким способом – через кредитование – уходят от требования объяснять происхождение денег. Ведь кредит – это не доход, а, скорее, долг, поэтому нет необходимости ничего объяснять. 

2. Статус безработного 

Пенсионерам, которые прекратили работать в этом году и не имеют других доходов, кроме пенсии, теперь доход за прошлый год при расчете субсидии учитываться не будет – примут во внимание лишь размер ежемесячной пенсии. Это, конечно, положительный шаг, который избавит от головной боли часть пенсионеров. Однако, отмечают эксперты «Публичного аудита», у других категорий украинцев – например, у безработных – проблемы не только остались, но и усугубились. 

Начнем с того, что правительство вдвое  увеличило так называемый «виртуальный доход». Если в прошлом году при расчете субсидий предполагалось, что безработный имеет доход размером в минимальную зарплату, то теперь это будут две «минималки». Пока это 2900 грн, а с 1 декабря 2016 года сумма увеличится до 3100 грн.

«К тому же безработный, обратившись за субсидией, должен подать декларацию о доходах за предыдущий год, – говорит Максим Гольдарб. – То есть при рассмотрении заявления соцслужба учитывает прошлогодний доход человека, хотя он уже его не имеет!». 

3. Прописанные родственники 

Еще одной проблемой является определение круга лиц, которых относят к одному домохозяйству. Еще с советских времен у нас распространена практика, когда пожилые люди прописывают в своей квартире отдельно живущих детей. При этом службы социальной защиты считают всех прописанных лиц одним домохозяйством и исходя из этого определяют совокупный доход. В результате немало пожилых людей, которые нуждаются в субсидии, лишаются права на нее.

Министр соцполитики Андрей Рева заявил, что эта проблема будет решаться на основании акта обследования, который все расставит по своим местам. Однако, по мнению юристов общественного движения «Тарифная мобилизация», можно было бы обойтись обычной справкой из ЖЭКа, ОСМД или управляющей компании о том, что в доме, кроме пенсионеров, действительно никто не живет. Не обязательно создавать комиссию и все усложнять. Особенно учитывая, что к приходу проверяющих при желании также можно подготовиться.

4. Выводы комиссии

Кстати, эти же комиссии из собесов могут после подачи заявления о субсидии прийти к заявителю домой с тем, дабы оценить уровень его жизни. По словам министра Ревы, инспекторы будут ходить по квартирам, задавать вопросы о стоимости покупок, проверять условия жизни и доходы. 

«Мы предупреждаем, что проверка может пройти в течение 10 дней после подачи заявления на субсидию, – цитируют СМИ социального министра. – Если придут и увидят, что все шикарно, а человек просит субсидию на коммуналку и показывает низкие доходы, есть повод ему отказать».

«Все шикарно» – это, надо полагать, хороший ремонт и дорогая бытовая техника. По мнению юристов, с одной стороны, такой отказ вполне можно будет оспаривать в суде, поскольку тот же ремонт или дорогая техника могли быть оплачены родителями или детьми. Правда, с другой стороны, вряд ли найдется много желающих судиться из-за этого с государством.

Кстати, инспектор может выяснить у соседей, кто на самом деле проживает в квартире – сами получатели субсидий или квартиросъемщики. Ведь в декларации нужно указывать все свои доходы, включая и те, что вы получаете от сдачи квартиры в аренду. 

5. Неправильно заполненные документы

Самая логичная и очевидная причина. Когда субсидии только вводили, чиновники пугали украинцев штрафами за неправильно заполненные документы. Потом, правда, успокоили: штрафовать за ошибки не будут. Но и субсидию с неправильно заполненными документами не дадут. 

Поэтому после подачи документов не лишним будет позвонить в органы соцзащиты и узнать, все ли в порядке с поданными документами.

Марина Павленко

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я