Новини Движение – смерть. В Украине разбиты 97% дорог

Движение – смерть. В Украине разбиты 97% дорог

315
0

Для того чтобы в Украине появились хорошие дороги, нужны реформы Укравтодора и борьба с коррупцией на трассах.

В последнее время многие украинцы предпочитают передвигаться по Украине поездом, велосипедом, самолётом, но только не автомобильным транспортом, пишет Елена Романюк в №16 журнала Корреспондент от 22 апреля 2016 года.

Выбор не в пользу авто объясним – сегодня в Украине не найдёшь ни одной области, которая могла бы похвастать сносными дорогами, что уж об идеальных говорить. На важнейших транспортных артериях страны покрытие разбито, местами вообще отсутствует. На значительной части трасс регионального значения и ниже статусом, движение транспорта просто невозможно.

Автолюбители не устают вспоминать «незлым тихим словом» Государственное агентство автомобильных дорог Украины. Вот только в этом ведомстве помочь владельцам машин не могут, правда, и информацию о состоянии украинских дорог не скрывают.

«Практически вся сеть [170 тыс. км], около 97% дорог, кроме тех, которые были восстановлены в последние годы за счёт средств международных финансовых организаций, находятся в ужасном состоянии», – заявил на пресс-конференции 14 апреля глава Укравтодора Николай Березовский.

По его словам, наихудшее состояние дорожного покрытия на трассах Днепропетровск – Николаев, Николаев – Кировоград, Одесса – Рени, Стрый – Тернополь – Кировоград и других.

«Ситуация с дорогами у нас критическая. И если государство не повернётся лицом к дорожной отрасли, то уже через пару лет половина дорог в Украине превратится просто в направления, по которым проехать со скоростью больше 20-30 км в час не получится», – замечает эксперт в сфере транспорта Александр Кава.

В Укравтодоре посчитали, что из-за неудовлетворительного состояния автодорог потери Украины в 2016-2017 годах составят около 100-120 млрд грн. В целом же Украина каждый год теряет около 30% ВВП.

«До 2016 года на внеплановых ремонтах мы теряли до 176 млн грн в год. За эти деньги можно было купить 200 новых машин», – посчитал президент Ассоциации международных автоперевозчиков Украины Леонид Костюченко.

В свою очередь руководитель группы компаний Прайм Дмитрий Леушкин отмечает, что потери, которые перевозчики несут в связи с повышенной амортизацией, в итоге перекладываются на конечного потребителя.

«В ходе транспортировки товара между Львовом и Киевом потери могут составить всего 3 копейки на килограмм, но на других направлениях они доходят и до 10 копеек», – привёл пример он.

Дело в деньгах

Главная причина коллапса дорожной отрасли, по заверениям чиновников, конечно же, отсутствие денег. По оценкам правительства, за последние 10 лет уровень финансирования дорожных работ в Украине составил всего 14-34% от определённой экспертами ежегодной минимально необходимой потребности на ремонт и содержание сети автомобильных дорог – 60 млрд грн, если верить Укравтодору. 

В госбюджете Украины на 2016 год снова предусмотрено финансирование в размере чуть более 10% от необходимого – 6,57 млрд грн. И это в два раза больше по сравнению с 2015 годом.

Правда, отдельно около 900 млн грн чиновники планируют выделить на дорожные работы из Государственного фонда регионального развития. Ещё 1,8 млрд грн – привлечь благодаря эксперименту с внеплановыми таможенными поступлениями в Одесской, Волынской, Львовской и Черновицкой областях. Международные финансовые организации на автодороги в этом году обещали Украине около 4,3 млрд грн.

А вот с привлечением новых внешних источников финансирования у Укравтодора возникли проблемы. Для того чтобы заполучить зарубежные средства, госструктура срочно должна использовать 5,5 млрд грн остатков кредитных средств, привлечённых под государственные гарантии ещё в 2012-2013 годах. В частности, за счёт этих денег Укравтодору необходимо погасить долг в размере 1,3 млрд грн перед подрядчиками за уже выполненные ремонтно-строительные работы.

«Сейчас в связи с тем, что этот долг не погашен, 11 автоуправлений находятся в судебном разбирательстве, их счета заблокированы, и работы на дорогах не ведутся», – рассказал Корреспонденту Костюченко.

В любом случае, даже если вышеупомянутые средства будут направлены в полном объёме, в этом году, по данным Укравтодора, удастся отремонтировать всего 1% от всей протяженности автомобильных дорог – чуть более 1.750 км. С учётом того, что в капитальном ремонте нуждается около 97% автодорог – это деньги пока что смешные.  

Глобальная реформа

Надеяться на то, что украинские дороги в обозримом будущем порадуют автовладельцев, наивно, говорят эксперты. Для этого нужна реформа самой госструктуры Укравтодор: внесение изменений в законодательство, децентрализация в распределении средств, чёткий контроль за их расходованием и главное – ответственность компании и её руководства за выполненные ими работы. И тогда погода «вдруг» не будет наносить такого большого ущерба украинским магистралям, как это происходит каждой зимой, а деньги в бюджете какие-то да найдутся.

korrespondent

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я