Общались на днях с иностранными экспертами, которые консультируют президента.
Опять услышали мнение об упрощенной системе, которую они “обозвали” словом “trash”. Консультанты настоятельно рекомендуют поднимать уровень налогообложения с 5%, приближая к общей системе.
Что можно сказать по этому поводу? Подобное действие в текущем состоянии экономики подобно самоубийству. Попробую этот тезис обосновать.
Итак, всем известно, что Украина находится в жестком кризисе, который можно сравнить по протяженности процессов разве что с кризисом начала 90-х.
В условиях потери части рынков, в первую очередь российского, и девальвации национальной валюты, у украинского бизнеса уменьшились доходы и увеличились расходы. Расходы выросли в первую очередь из-за обслуживания ранее взятых валютных кредитов по курсу 8.
Многие бизнесы стали убыточными и официальный финансовый результат не без помощи курсовых убытков достиг за 2 года астрономической цифры убытков — 1 трлн гривен.
Естественно, бизнес не мог не реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Я лично уверен, что большинство бизнесов — социально ответственны, и они стараются сохранить ядро своих коллективов. В условиях кризиса — закрыть бизнес и распустить людей — самый последний шаг в цепочке предпринимаемых мер.
Сначала бизнес будет пробовать сокращать операционные расходы, оптимизировать штат, переводить часть бизнеса в теневой оборот. Если все эти меры будут неудачными и уже не будет резервов, собственники будут закрывать или продавать бизнес.
Поэтому увеличение доли теневой экономики в кризис — это явление естественное.
Если говорить про малый бизнес, то в большинстве своём они работают на стагнирующий локальный рынок и не имеют валютной выручки, за исключением разве что ИТ аутсорсинга, на котором кризисные явления в экономике отражаются в виде сокращения продаж.
Вдобавок к этому государство ведёт ещё целенаправленную политику по повышению тарифов на энергоресурсы, тем самым лишая домохозяйства свободных денег, которые, они бы смогли бы потратить на приобретение товаров и услуг у локального бизнеса, что ещё больше сокращает объём продаж.
Поэтому разговоры про введение РРО (регистраторов расчетных операций, ЭП), ведущие исключительно к увеличению операционных затрат мелкого бизнеса, а также к увеличению налоговой нагрузки — крайне вредны сейчас. Ни к чему другому, кроме как к бунту предпринимателей и ещё большему уходу в тень, привести такие меры не могут.
Есть ещё один очень важный момент, на который хотелось бы обратить внимание — в условиях сокращения рабочих мест в нашей стране, а за 2 года было потеряно около 1 млн рабочих мест, лица, потерявшие рабочие места, имеют несколько вариантов:
⁃ Уехать на заработки за границу.
⁃ Устроится на работу нелегально.
⁃ Сесть на государственное пособие.
⁃ Пойти в предприниматели.
Как вы понимаете, для государства 3 вариант самый плохой. Когда растет часть населения, которая не в состоянии прокормить себя и свою семью, их ношу должно будет подхватить государство с прогнозируемым эффектом ухода в дефолт.
Ещё хуже подобная политика проявляется в социальном плане — человек на шее у государства становится зависимым и воспринимает иждивение как образ мысли. А это социальная катастрофа.
Поэтому кнут в отношении мелкого бизнеса категорически неверно применять. Государство должно, наоборот, предоставить свободу предпринимательству и снять все административные запреты на создание бизнеса.
В налоговой сфере конечно же акцент должен быть направлен как на упрощение администрирования так и на снижения налоговых ставок, в первую очередь общей системы налогообложения.
Данило Монін