На голову Новини Выборы по мажоритарному

Выборы по мажоритарному

63
0

Сегодня уже понятно, что действующий закон о выборах народных депутатов Украины будет изменен. Причем новации будут касаться фундаментального принципа – системы избрания. Действующая пропорциональная система с большой долей вероятности будет трансформирована или в смешанную – 50% по спискам и 50% в мажоритарных округах, или даже в чисто мажоритарную.

 

Сегодня уже понятно, что действующий закон о выборах народных депутатов Украины будет изменен. Причем новации будут касаться фундаментального принципа – системы избрания. Действующая пропорциональная система с большой долей вероятности будет трансформирована или в смешанную – 50% по спискам и 50% в мажоритарных округах, или даже в чисто мажоритарную.

Президент Виктор Янукович впервые выступил в пользу смешанной системы в октябре 2010. Во второй раз эта тема прозвучала из его уст во время "Разговора со страной" в 2011.

По его убеждению, законопроект о выборах нардепов должен предусматривать смешанную или мажоритарную систему выборов. "Это будет моя позиция, – иначе я данный закон не подпишу, как минимум пропорциональность должна быть 50 на 50 – 50% мажоритарников и 50% по пропорциональными списками. Но если будет предложение полностью мажоритарной системы, я также не буду против", – отметил Янукович.

Позиция ведущих политических игроков на сегодня выходит из осознания того, что намерения власти трансформировать избирательную систему будут реализованы.

Вице-спикер Николай Томенко накануне местных выборов заявлял, что если говорить о парламентских выборах, то "вполне очевидно, если местной власти удастся свою непопулярность компенсировать за счет мажоритарной составляющей, то можно стопроцентно прогнозировать, что следующие парламентские выборы тоже состоятся по смешанной системе".

Юлия Тимошенко в ноябре прошлого года выступила с резким заявлением против перехода на систему "50% на 50%". По ее убеждению, в случае ввода смешанной модели, власть будет пытаться воплотить ту же модель фальсификации, которая была применена на местных выборах.

Аналогичной мысли придерживается и другой оппозиционный лидер Арсений Яценюк. Рулевой "Фронту змін" не так давно заявлял, что возвращение к смешанной избирательной системе может привести к безответственности народных депутатов перед избирателями: "Вспомните что было, когда была мажоритарная система выборов – тотальная безответственность".

Зато представители коалиции диаметрально противоположно высказались об инициативах президента. Если Владимир Литвин отметил, "что идеальный вариант для Украины – это мажоритарная система с выдвижением кандидатов от политических партий", то главный на тот момент коммунист Петр Симоненко выступает за сохранение пропорциональной системы. Хотя на словах КПУ и не против возвращение компонентов "мажоритарки", главной предпосылкой этого левые выдвинули просто фантастическое условие – "изменить систему власти, отстранить представителей крупного капитала от управления государством"!

Как результат, немало отечественных политиков, которые не рассчитывают на попадание в проходную часть списка основных политических сил, не ожидая неминуемых изменений закона о выборах, уже начало подготовку к "штурму" мажоритарного округа.

Не отстают от них и новые общественные лидеры и представители бизнеса, которые стремятся попробовать свои силы на выборах 2012 года. Однако для того, чтобы избирательная кампания была успешной, необходимо как минимум начать с правильного выбора округа и тщательного проведения аудита.

Другими словами, сложить так называемый "паспорт округа", который ляжет в основу будущей избирательной стратегии и тактики кандидата.

Однако уже первые сложности при формировании такого паспорта возникают при просчете границ будущих мажоритарных округов. Это связано с тем, что пределы одномандатных округов на выборах 2002-го года и предела соответствующих территориальных округов на выборах 2007-го и 2010-го годов в неодиночных случаях отличаются.

Этому есть объективное объяснение: ведь некоторые территориально-административные единицы, которые не были включены к округу во время последних мажоритарных выборов, входили в состав территориального округа во время внеочередных парламентских и очередных президентских выборов.

Соответственно изменялась и количество избирателей в том или другом округе. Неизменными, как правило (и то не всегда), были только те административно-территориальные единицы, которые были центром соответствующего округа.

Поэтому окончательно знать о пределах мажоритарных округов будет возможным лишь после старта официальной избирательной кампании. Это открывает возможность для определенных манипуляций со стороны тех кандидатов, которые имеют отношение к власти, то есть владеют информацией о пределах округа загодя.

Второй важной составляющей аудита избирательного округа является анализ потенциальных конкурентов на будущих выборах.
Как правило, среди возможных кандидатов рассматривают последнего депутата от данного мажоритарного округа, лидеров местных организаций политических партий, председателей райгосадминистраций или их ставленников, мэров городов и поселков, представителей местного бизнеса и «кандидатов – варягов» , которые спущены в соответствующий округ "сверху", или которые не нашли себе другого более удобного округа.

Учитывая практику предыдущих избирательных кампаний, в среднем за депутатское кресло будут соревноваться 15-20 кандидатов.
Даже если в новом законе будет запрет на самовыдвижение благодаря наличию большого количества партий, которые во время выборов не имеют шанса попасть в парламент, но имеют шанс значительно улучшить свое материальное положение, это не станет особенным препятствием для желающих побороться за депутатство, что подтвердили и последние местные выборы.

Более того, много де-факто внепартийных кандидатов смогли не только победить на последних местных выборах под весьма сомнительными брендами – яркий пример – мер Винницы В. Гройсман и его «Совесть Украины».

Важную роль в любой избирательной кампании играют медиа, потому будущему кандидату необходимо знать, какие самые популярные региональные СМИ и Интернет-издания, и кому они принадлежат.
Это необходимо при выработке PR – стратегии на будущих выборах. Если, например, кандидат понимает, что доступ к местным СМИ ограничен, ему необходимо или создавать собственные медийные ресурсы, или идти по пути создания ярких информационных поводов.

Нельзя обойти вниманием и электоральное поведение избирателей, которое включает анализ истории голосований в округе во время последних избирательных циклов, знать главные проблемы округа и политические убеждения избирателей.
Ведь кампания кандидата по мажоритарному округу включает у себя не только элементы классической политической борьбы между политическими силами на центральном уровне, но и специфику проблем округа, что более присущее для местных выборов.
Правильно найти баланс между идеологической и более приземленной и конкретной региональной составляющей поможет завоевать симпатии избирателя.

Особенно также следует сконцентрироваться на анализе админресурса в округе. Админресурс может быть как явный – аппарат органов местной исполнительной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы. Так и скрыт – владельцы бизнеса, которые влияют на вкус своих наемных работников.

При таком анализе стоит учитывать внутренние противоречия, конфликты интересов и тому подобное ради удачного противостоянии административной машине и подогревание таких противоречий.

Те же кандидаты, которые рассчитывают на админресурс, должны помнить, что конфликт внутри властной команды, как и неумелое пользование этим ресурсом, может свести на нет все его конкурентные преимущества над другими.
Подбивая итоги, следует отметить, что,

во-первых, правильное проведение аудита избирательных округов поможет кандидатам эффективно распределить имеющиеся ресурсы, не распыляя их на все направления, а концентрируя на главных.
 

Во-вторых, такой аудит важен не только для кандидатов, но и для политических партий, которые на его основе могут выдвинуть наиболее оптимальную кандидатуру в том или другом округе.
 

И, в-третьих, поскольку политическая и социально-экономическая ситуация является достаточно переменчивой, наличие такого аудита и постоянный мониторинг ситуации в округе позволит оперативно корректировать стратегию и тактику избирательной кампании.

 

 

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я