Новини В Украине продолжают нарушать права человека

В Украине продолжают нарушать права человека

364
0

Ситуация с соблюдение прав человека в Украине продолжает беспокоить не только отечественную общественность, но и целый ряд влиятельных международных организаций, а одна из них «Amnesty International» даже обратилась к В. Януковичу с просьбой обеспечить привлечение к ответственности лиц виновных в нарушении прав человека, и с этой целью привести законодательство Украины в соответствие с международными нормами.

 

Государственный департамент США считает, что ситуация с соблюдением прав человека в Украине критична. В ежегодном отчете Госдепа США отдельное место уделялось нарушению прав человека со стороны правоохранительных органов. К ним относятся несанкционированные обыски, побои, пытки, и различные издевательства над задержанными и арестованными.

В документе также затрагивается проблема длительных сроков задержания для лиц находящихся под следствием, тяжелые условия пребывания в местах лишения свободы. Приводятся и случаи жестокого обращения с беженцами со стороны правоохранительных органов.
Схожую информацию сообщает и Парламентская ассамблея Совета Европы, которая последовательно требует от нашей страны выполнения взятых перед ПАСЕ обязательств в части соблюдения прав человека.

 

Ситуация с соблюдение прав человека в Украине продолжает беспокоить не только отечественную общественность, но и целый ряд влиятельных международных организаций, а одна из них «Amnesty International» даже обратилась к В. Януковичу с просьбой обеспечить привлечение к ответственности лиц виновных в нарушении прав человека, и с этой целью привести законодательство Украины в соответствие с международными нормами.
 

Интересными с практической точки зрения защиты прав человека от произвола правоохранительных органов стали рекомендации Винницкой правозащитной группы переданные Комитету Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности в декабре 2010 г. В частности, правозащитная группа выделяет следующие проблемы в деятельности милиции и пути их решения :

 

1. Не уменьшается количество обращений к правозащитным организации и сообщений в СМИ о фактах истязаний и жестокого обращения со стороны милиции. Продолжается противоправная практика, по которой органы прокуратуры, получив от граждан Украины заявления о преступлениях, совершенных сотрудниками милиции, не приступают к проведению досудебной проверки собственными силами, а дают поручение о проведении такой проверки подразделениям внутренней безопасности МВД, которое нельзя считать независимым и объективно заинтересованным в установлении истины. Вообще органы прокуратуры уклоняются от эффективного осуществления положенных на них законом функций относительно надзора за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно -розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие. Этот феномен требует своего исследования, и реагирования в первую очередь через законодательное усовершенствование заданий и функций прокуратуры.

 

2. Милиция остается чрезвычайно закрытой для общества. В абсолютном большинстве регионов Украины свернуто, или бюрократизировано и возведено к эпизодическим "представлениям" деятельность общественных советов при управлениях МВД, не ведутся общие приемы населения руководством милиции и представителями гражданского общества, отсутствует четкая и понятная концепция взаимодействия милиции с общественностью, оценки населением деятельности милиции и влияния общин на организацию деятельности милиции в тех вопросах, где такое влияние прямо не запрещено законом.

 

3. Остается крайне низким интеллектуальный, моральный и образовательный уровень людей, которые поступают на службу в милицию. Категорически вредным и таким, которое противоречит Конституции Украины и ЗУ "О милиции" есть положение п.4 Положения о прохождении службы рядовым и начальственным составом органов внутренних дел, согласно которому рядовой и младший начальственный состав органов внутренних дел комплектуется на договорных принципах лицами мужского пола, которые прошли действительную военную службу. Требование относительно обязательного прохождения военной службы должно быть отменено или Правительством, или обжаловано в суд.

 

4. В органах милиции отсутствует отдельный учет жалоб на противоправные действия сотрудников МВД, а с учетом того, что люди подают жалобы на милицию к разнообразным ведомствам, актуальным является создание единственного электронного доступного реестра всех жалоб на деятельность сотрудников милиции, а, впоследствии, и других правоохранительных органов и спецслужб.

 

5. За исключением нескольких регионов Украины парализована работа мобильных групп по мониторингу соблюдения прав человека в деятельности органов МВД, но даже и законодательная база, которой регламентируется деятельность таких мобильных групп, требует по нашему мнению немедленного пересмотра. В частности необходимо предусмотреть возможность участия членов мобильных групп от общественности в проведение проверок по жалобам о возможных нарушениях прав человека, которые могут поступать от задержанных, обязательное привлечение местных прокуроров к проведению проверок мобильными группами в спецучереждениях МВД. Совершенствуя деятельность мобильных групп, надо помнить, что они также не могут считаться полноценным национальным превентивным механизмом из предупреждения истязаний, создание которого является международным обязательством государства. Винницкая правозащитная группа последовательно выступает за то, если бы в Украине был создан специальный государственный орган, которым будет координирована работа национальных превентивных механизмов против истязаний, как вариант, хотя и не наилучший, можно рассматривать и усиление полномочий Омбудсмана, с предоставлением ему законом полномочий и возможностей для координации одного или нескольких национальных превентивных механизмов.

 

6. Необходимо решительно реформировать систему надзора прокуратуры за деятельностью милиции, обеспечив существование единственной вертикали прокуроров, которые занимаются этой работой, их независимость, в частности и от прокуроров, которые поддерживают государственное обвинение по уголовным делам.

 

7. Верховная Рада Украины, не ожидая принятия нового Криминально-процессуального кодекса может и должна безотлагательно пересмотреть некоторые законы, которыми значительно ухудшается право человека на защиту, увеличивается риск применения относительно людей истязаний, других незаконных методов ведения следствия. Так необходимо выполнить конституционную норму и предоставить возможность человеку свободно избирать защитника из числа любых граждан, а не лишь из числа лиц, которые имеют свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью, упразднить дискриминационные ограничения деятельности защитников, в частности предоставив последним беспрепятственный доступ к своим клиентам в любое время, снять несправедливые запреты одному защитнику осуществлять защиту нескольких свидетелей по уголовному делу, безотлагательно принять Закон "О бесплатной правовой помощи". Необходимо решительно уменьшить (по крайней мере до 48 часов) срок задержания лица без получения разрешения суда, а также категорически запретить проведение любых следственных действий, или участие в мероприятиях доследственной проверки административно-арестованных граждан. Верховная Рада Украины должна в ближайшее время внести такие изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, за которыми постановление суда об административном взыскании в виде административного ареста не вступает в законную силу и, соответственно, не подлежит выполнению к рассмотрению апелляции, или к истечению сроку на представление апелляционной жалобы.

 

8. Необходимо немедленно создать условия для личного участия задержанных граждан, которые находятся в местах милицейской неволи в рассмотрении дел административным судами, за исками последних на противоправные действия или бездеятельность сотрудников органов милиции. Верховная Рада Украины может принять законодательные изменения, которыми любую переписку задержанных, арестованных и осужденных с национальными судебными органами не будет подлежать пересмотру и цензуре.

 

9. Милиция должна решительно увеличивать количество не аттестованных гражданских сотрудников милиции, отказываться от предоставления милицией хозяйственных платных услуг населению, в перспективе, оставив за милицией лишь функции расследования преступлений и поддержки общественного порядка.

 Максим Волосевич

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я