Економіка «Убедить людей в том, что это «не смертельно», будет трудно»: Чого чекати...

«Убедить людей в том, что это «не смертельно», будет трудно»: Чого чекати українцям від «примусового» декларування збережень

304
0

За неофіційною інформацією, в керівництві ДФС є думка про те, що під контроль треба взяти лише осіб, які підпадають під дію Закону “Про запобігання корупції”, тобто чиновників, суддів, депутатів усіх рівнів, працівників поліції.

“В подготовленном Кабмином проекте бюджетной резолюции на 2017 г. говорится о введении одноразового добровольного декларирования имущества и сбережений физлиц и запуске непрямых (косвенных) методов контроля за соответствием доходов и расходов граждан”, – написав Валерій Моїсеєв у статті для Сегодня, передають Патріоти України.

Идея эта не новая – она записана в ныне действующем Коалиционном соглашении и впервые ее пытались реализовать (но безуспешно) в рамках налоговой реформы 2014 г. Да и во времена более ранних правительств о необходимости внедрения косвенных методов налогообложения говорили не раз.

Почему идея на слуху, а во многих экономически развитых странах косвенные методы контроля за доходами физлиц применяются давно? Потому что практически везде люди стремятся скрывать доходы, а контроль за расходами позволяет эффективно судить о реальных доходах налогоплательщика. В США так выявляют даже иностранных шпионов. И везде косвенные методы широко используются при оценке реального материального положения получателей социальной помощи.

Предлагаемая украинцам налоговая новация состоит из двух частей:

– легализация накоплений (через нулевое декларирование или налоговую амнистию);

– контроль за соотношением доходов и расходов.

То есть речь идет о том, чтобы сначала человек задекларировал все доходы и активы, которые были получены и оформлены без уплаты налогов, в частности, подоходного налога и единого социального взноса, т. е. легализовал их и создал тем самым базис для отсчета. После этого власть будет контролировать его расходы и оценивать, насколько они соответствуют текущим доходам и сбережениям.

Понятно, что все это людям сильно не нравится. Поэтому если такая налоговая новация будет запущена, то власть должна позаботится о проведении длительной и качественной кампании, в ходе которой разъяснять, кто, что и когда должен делать. Убедить людей в том, что для большинства налогоплательщиков это “не смертельно”, будет очень трудно, учитывая общее отношение в стране к уплате налогов и убежденность в том, что “мы платим, а они разворовывают”. Но иного пути нет, иначе система не заработает.

Однако пугает главным образом не сама идея, а ее возможное воплощение. В отношении последнего правительство пока не продвинулось дальше общих рассуждений, ограничивается этим и сейчас.

Депутаты же зарегистрировали в парламенте два законопроекта на эту тему. Первый их них – №3661 “О нулевой декларации” (и сопутствующие ему №№3662, 3663) появились в декабре прошлого года, их авторами в СМИ называли Юрия Луценко (фракция БПП) и Александра Кирша (“Народный фронт”), хотя в базе данных Верховной Рады инициатором значится только Кирш. Законопроект был внесен в повестку дня, но его не рассматривали, а 31 мая автор документа отозвал его.

Второй законопроект – №4713 “О внесении изменений в Налоговый кодекс (о налоговой амнистии и налогообложении неподтвержденного дохода)” зарегистрирован совсем недавно, 23 мая. Его автором является народный депутат Николай Фролов (БПП). Предложенные в нем механизмы реализации нулевого декларирования и косвенных методов получили только остро негативные оценки в СМИ и соцсетях. В правительстве же и профильном парламентском комитете этот законопроект словно и не заметили. Это и понятно – они сейчас работают над собственным аналогичным документом. О его возможном содержании можно судить только по высказываниям чиновников и депутатов.

Так по словам главы ГФС Романа Насирова, обязательное декларирование коснется не всех – украинцев обяжут декларировать свои сбережения, если они превышают 1 млн грн. При этом, пока остается спорным вопрос: будет ли объявлена налоговая амнистия, или все же придется заплатить налоги за утаенные сбережения и активы (нулевое декларирование, предполагающее освобождение от ответственности за нарушение валютного и налогового законодательства). Скорее всего, все-таки будут установлены ставки налога 5 и 10%, в зависимости от места пребывания денег и их происхождения. Не нужно будет указывать сведения о недвижимости и транспорте, т. к. они есть в реестрах, не придется декларировать и официальную зарплату. Власть обещает, что через нулевое декларирование не получится легализовать средства, полученные преступным путем, т. е. через нарушения более серьезные, чем налоговые.

Нина Южанина, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, говорит, что внедрение косвенных методов должно идти только параллельно с деофшоризацией экономики и либерализацией налоговой системы (мы бы добавили сюда либерализацию движения капиталов, ослабление ограничений на валютном рынке, реформу ГФС и судебной системы).

Депутат считает, что подходить к изменениям стоит очень взвешенно и без спешки. Например, в 2016 г. провести декларирование, за 2017 г. собрать необходимую информацию и с 2018 г. начать работать по новым требованиям.

По неофициальной информации, в руководстве ГФС есть мнение о том, что под контроль нужно взять лишь лиц, подпадающих под действие Закона “О предотвращении коррупции”, т.е. чиновников, судей, депутатов всех уровней, работников полиции и др. (мы же добавим, что к ним нужно добавить и членов семей). Остальные граждане могут проводить нулевое декларирование добровольно.

И это правильно. Во-первых, проконтролировать всех налоговики все равно не смогут при всем своем желании. Во-вторых, если начать с данной социальной группы, то идея косвенных методов будет менее болезненно принята в обществе. И только после того, как механизм будет отработан на относительно немногочисленной группе, его действие может быть расширено.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я