Новини Цифровые строители: как создать «Google для поиска недвижимости» во всем мире

Цифровые строители: как создать «Google для поиска недвижимости» во всем мире

487
0

Первый шаг трое украинцев, основателей сервиса Lun.ua, уже сделали: онлайн-проект подбора квартир для покупки и аренды в нашей стране — среди лидеров

Подумываете купить квартиру в доме, фундамент которого только-только закладывается? Тогда готовьтесь к неожиданностям, и не всегда приятным. Если не принимать во внимание финансовые риски, остается еще один важный момент: оценить размеры комнат и особенности планировки вы можете только исходя из строительных планов и собственного воображения. Увы, нарисованная картинка часто не совпадает с реальностью. Основатели сервиса Lun.ua Андрей Мима, Денис Цыганок и Станислав Скляровский знают, как сделать так, чтобы покупатели смогли не только быстро подыскать жилье по вкусу, но и прогуляться по квартире еще до того, как ее построят, пишет forbes

«В будущем сможем делать квартиры в виртуальной реальности автоматически, на основе обычных планов», – поясняет Мима. Пока он рассказывает о проекте, автор этих строк в очках виртуальной реальности ходит по несуществующим комнатам, выглядывает в окна и осматривает ванную.

Для Мимы и его коллег виртуальные технологии – пока лишь прототип будущей разработки. Это, скорее, «фишка», которая поможет привлечь больше клиентов к Lun.ua – платформе по поиску недвижимости. Данным сервисом и его международным аналогом Flatfy ежемесячно пользуются около 4 млн человек, которым нужно купить или снять жилье. Поисковые роботы собирают с десятков сайтов объявления об аренде или продаже квартир на вторичном рынке, с помощью специальных алгоритмов отсеивают дубликаты и мошенническую информацию. Еще один продукт и вовсе уникален для украинского рынка. Это сайт novostroyki.lun.ua, на котором собрана информация обо всех новостройках Киева и крупнейших городов страны, актуальных ценах, ходе строительства, а также прочие полезные сведения.

Разница в возрасте между старшим и младшим основателями Lun. ua – три года. 30-летний Мима – родом из Херсона, 27-летний Скляровский – из Кировоградской области. Обоим хорошо давалась математика, они учились в специализированной школе, а затем – на факультете кибернетики в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. 29-летний Цыганок – киевлянин, выпускник того же факультета. Университет, к слову, все трое закончили с отличием.

Еще студентом Мима работал с интернет-порталом, который занимался размещением объявлений о покупке и продаже квартир. Рутинная работа не вызывала особого энтузиазма. Поэтому Мима решил открыть собственное дело – веб-студию. Руководство портала попросило парня подыскать себе замену. Дав объявление на своем факультете, Мима нашел Цыганка, а затем в помощь ему – Скляровского.

Проработав несколько месяцев, Скляровский ушел. «Сессия обещала быть тяжелой. Понимал, что смогу сдать ее, только уволившись. Из-за сложности системы работа отнимала много времени», – вспоминает предприниматель. Цыганок проработал на несколько месяцев дольше и ушел перед кризисом 2008-го. «У меня было представление, как нужно развивать подобный проект. Но понимания со стороны руководства я не нашел», – вспоминает Цыганок.

Через какое-то время друзья вновь собрались. Зная изнутри проблемы сайтов с объявлениями, они взялись создать «правильную компанию» для поиска недвижимости. «В то время риелторские агентства имели свои сайты, куда выкладывали объявления. Они же появлялись на тематических порталах и досках объявлений. Потенциальному покупателю доводилось посещать десятки сайтов. Идея была в том, чтобы сделать ресурс, который собирал бы объявления на одном сайте, без дублей», – поясняет предприниматель.

Восемь лет назад о венчурных деньгах и акселераторах для стартапов в Украине почти не говорили. Поэтому троица корпела над проектом на кухне квартиры, которую Мима снимал под веб-студию. «Отчетливо помню, как пахло соседскими котлетами. Видно, кто-то без них жить не мог, жарил буквально каждый день», – смеется Цыганок. Мириться с запахами пришлось еще несколько месяцев, пока Мима не арендовал более просторную квартиру.

«Каждый вкладывал, что мог. Я, к примеру, предоставил помещение и сервер. Иногда привлекал дизайнеров, верстальщиков», – рассказывает Мима. «На предыдущей работе я накопил почти $5000. На эти деньги и жил», – добавляет Цыганок. «Никто не получал зарплату. Работали фактически на энтузиазме», – подтверждает Скляровский.

К концу 2008-го первая версия сайта была готова. Сроки поджимали: у Мимы была возможность разместить рекламу в метро на $500 бесплатно, но с условием, что сделано это будет в ноябре-декабре. Упускать возможность ребята не хотели. В результате реклама дала несколько сотен постоянных пользователей тогда еще сырого сайта Lun.ua.

Еще на первых этапах проекта основатели разделили между собой полномочия. Миме достался менеджмент, Цыганку – операционная деятельность, Скляровскому – разработка. «Компанией мы владеем в равных долях. Не представляем, как можно иначе», – рассказывает Цыганок. В разговоре предприниматели лишний раз не упоминают конкурентов, а любые слова подтверждают цифрами. «Погодите, открою аналитику на компьютере и покажу», – каждый раз уточняет Мима, заглядывая в старенький MacBook.

На развитие Lun.ua команда лишь однажды привлекла деньги инвестора. «Тогда наступил критический момент. У меня заканчивались сбережения, проект ничего не приносил. А впереди – семейная жизнь, требующая стабильного дохода», – вспоминает Цыганок, который в 2010-м занялся поиском инвестиций. Найти их оказалось не так просто. «Тогда венчурный рынок был другим», – поясняет предприниматель. Ни имени, ни суммы, ни доли в компании, которую пришлось отдать инвестору, партнеры не называют. «Единственное, что можем сказать: по расчетам денег хватало на два последующих года работы», – добавляет Мима.

Тогда же появилась и вторая хорошая новость: один из девелоперов предложил покупать трафик Lun.ua. Такой вариант монетизации уже в 2012-м позволил выйти на безубыточность. С тех пор Lun.ua развивается исключительно на собственные деньги.

Ежемесячно сайт Lun.ua посещают около 3 млн человек

Как удалось привлечь внимание аудитории и рекламодателей? «Мы просто пытались создать комфортный портал по недвижимости», – говорит Мима. А для этого нужно было решить несколько задач. Одна из них – систематизация данных. Распространенная проблема сайтов аренды или продажи жилья в том, что одна и та же квартира одновременно фигурирует в десятках объявлений, где по-разному указаны название улицы, района и другие сведения. Специальные алгоритмы на Lun.ua удаляли дубликаты, что экономило пользователю время. Отсутствие на сайте баннеров сделало его более комфортным для восприятия, а база с телефонными номерами мошенников повышала доверие аудитории. Предприниматели рассказывают, что максимальной релевантности информации добились строгой фокусировкой. «Постепенно мы отбрасывали разные разделы: офисы, земельные участки и дачи, потом частные дома и гаражи. Сделали акцент только на квартирах», – отмечает Мима.

Над алгоритмами Lun.ua еще предстоит поработать, считает управляющий ARPA Real Estate Михаил Артюхов. «На сайте пока много неактуальной информации, технологию селекции объявлений нужно дорабатывать, – констатирует он. – У того же Adress.ua список чище». Впрочем, это не мешает 3 млн посетителей ежемесячно посещать Lun.ua.

Сложность с актуализацией данных испытывал не только Lun.ua. В начале 2016-го, после нескольких лет работы, объявил о закрытии в Украине сервис «Яндекс. Недвижимость» – не сумел наладить публикацию качественных данных. «Сервис закрыт в странах, где давал неполную информацию по предложению на рынке недвижимости», – прокомментировали в компании «Яндекс. Украина».

Самым успешным проектом Lun.ua стало направление, на которое основатели поначалу вовсе не делали ставки. В 2011 году перед командой встала задача: собрать на сайте не только данные о квартирах для продажи на вторичном рынке и аренды, но и о новостройках.

В то время в Украине уже работало несколько аналогичных порталов, таких как realt.ua, размещавших информацию о большинстве новостроек столицы и других городов страны. Но предприниматели утверждают, что больше двух десятков объявлений на одном сайте не видели. Поэтому для сбора данных они стали объезжать город в поисках стройплощадок. В итоге собрали информацию для небольшого раздела. «Ничего особенного, просто табличка», – вспоминает Скляровский.

Со временем оказалось, что именно этот раздел стал пользоваться огромной популярностью. Ни один другой сайт не предлагал подобного – все новостройки в одном месте. Сегодня это визитная карточка Lun.ua, вокруг которой построено множество рабочих процессов.

Отдельная группа сотрудников постоянно обзванивает девелоперов для уточнения актуальных цен. Несколько фотографов ездят по объектам и фиксируют процесс строительства. «Неблагонадежные застройщики делают фото так, как будто бы процесс постоянно движется. Даже если стройка замерла. Мы разработали собственный способ», – рассказывает Мима. Фотограф постоянно делает фото с четырех точек, всегда одних и тех же. Благодаря этому видно, как растет или не растет здание. На эту идею компания получила патент. Каждый месяц раздел новостроек посещают около 1 млн человек.

«Сегодня проект новостроек Lun.ua – уникальный продукт. Можно сказать, своего рода монополист на рынке. Они дают качественную аудиторию, ведь, в отличие от конкурентов, у них четкая специализация», – рассказывает Дарья Бедя, руководитель отдела маркетинга комплексов «Новопечерский квартал» и «Новая Буча». С ней согласен Ярослав Денисенко, представляющий ЖК «Амурский», по словам которого, большую часть рекламного бюджета его компании получает именно Lun.ua.

В 2012-м команда Lun.ua задумалась о выходе в Москву. Но имея проблемы с индексацией сайта в поиске «Яндекса» в Украине, команда решила протестировать запуск международного проекта в другой русскоязычной стране – Казахстане. «Индексация прошла успешно, тест оказался удачным», – отмечает Мима. Вскоре были запущены сайты в Беларуси и России.

Но после украинских событий в конце 2013‑го партнеры решили расширяться за пределы русскоязычных стран и становиться глобальной компаний. Так появился международный проект Flatfy по поиску квартир для покупки и аренды. Сегодня аудитория портала превышает 1 млн человек. Партнеры планируют нарастить ее в 10 раз до 2018 года. На развитие проекта команда потратит $1 млн.

Сейчас над Lun.ua и Flatfy трудится команда из 80 сотрудников. Атмосфера в компании напоминает популярный сериал «Форс-мажоры» (Suits). На работу берут только выпускников родного факультета. Цыганок прямо заявляет: «У нас есть идеи для разработок, которые многим просто не по силам». Одна из них – создание платформы для моделирования квартир в виртуальной реальности. «Только представьте, что человек, сидя на диване, сможет посмотреть свое будущее жилье», – уточняет Мима.

Привлекать для развития инвесторов партнеры не планируют: компания генерирует достаточно выручки. «Мы слышали, что если к тебе идут инвесторы, значит, деньги тебе уже не нужны. Сейчас мы можем развиваться на собственные средства. Важнее другое – люди. Ощущается нехватка грамотных специалистов», – уточняет Мима. Компании есть чем привлечь сотрудников: интересные задачи, неплохие зарплаты, возможность получить опыт в международном проекте. И удобные рабочие места: нынешний двухэтажный офис Lun.ua ничем не напоминает съемную квартиру, где витали кухонные запахи.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я