Економіка Тарифы на свет: как изменятся платежки?

Тарифы на свет: как изменятся платежки?

459
0

Сегодняшние льготные тарифы, установленные с 2017 года, обеспечены благодаря крупнейшим государственным производителям ресурса, которые отдают его на нужды бытовых потребителей почти за даром в рамках выполнения возложенных на них спецобязательств (ПСО).

Продление механизма ПСО пока не было утверждено Кабмином – соответственно, в новом году предполагается возможность продажи всей электроэнергии, производимой госпредприятиями, в опте по рыночным ценам. Без дешевой электроэнергии властям либо придется отменять льготные тарифы, либо дотировать домохозяйства из бюджета.

Рассматривает в качестве возможного варианта крупнейший производитель э/э в Украине – национальная атомная энергогенерирующая компания “Энергоатом”. Именно ей тяжелее всего дается нынешний режим ПСО, так как даже оплату по минимальной ставке государство не выплачивает компании полностью.

Эксперты соглашаются, что в случае сохранения нынешней модели ПСО это приведет только к росту и так значительных убытков госэнергопредприятий, а впоследствии для Энергоатома – к вынужденной остановке энергоблоков. Однако они скептически относятся к тому, что бюджет способен потянуть дотации населению из-за грядущего локдауна.

Повышение тарифов, между тем, может серьезно ударить по потребителям и привести к волне неплатежей, считают эксперты. Конкретного решения проблемы власти пока не выдвинули.

Сколько платим сейчас

С 2021 года в Украине должны перестать действовать спецобязательства по продаже электроэнергии для населения (ПСО), в 2019 году возложенные на крупнейших отечественных производителей ресурса: государственные компании Укргидроэнерго и Энергоатом.

На сегодня около 30% всей генерации Укргидорэнерго и 50% Энергоатома предприятия отдают государству по 1 копейке за 1 киловатт-час. Себестоимость производства электроэнергии значительно выше, и на атомных станциях составляет 52 копейки/кВт-ч.

Решение ввести ПСО, принятое правительством как временное, давало средства сдерживать тарифы э/э для бытовых потребителей в размере 90 копеек за первые 100 кВт-ч и в 1,6 грн за каждые следующие.

В эту цену заложена компенсация трат операторов систем передачи (Укрэнерго) и распределения (региональная компания), а также за сервис поставщиков универсальных услуг (ПУП – от укр. постачальники універсальних послуг), непосредственно отправляющих электроэнергию в домохозяйства.

Модель ПСО убыточна для госпредприятий

Как объяснил экс-министр энергетики и защиты окружающей среды, а ныне член правления офиса эффективного регулирования BRDO Алексей Оржель, без сохранения ПСО продавать электроэнергию для населения по нынешним ценам не будет возможности.

У поставщиков универсальной услуги, которые реализуют э/э по ПСО, просто не будет ресурса отдавать э/э по сниженным ценам. Они смогут купить э/э на рынке по рыночным ценам и, если будут поставлять по нынешним тарифам, будут в убытках. Никто этого делать не будет“, – говорит Оржель.

В то же время сохранение нынешней модели ПСО приведет лишь к дальнейшему росту долгов на рынке и ухудшению финансового состояния Укргидроэнерго и Энергоатома.

Перед компанией, генерирующей атомную энергию, государство уже накопило около 24 млрд грн задолженности. Половина из этой суммы сформировалась еще до запуска энергорынка, вторая – после, в результате пересечения механизмов компенсации тарифов населению и поддержки “зеленой” энергетики.

Финансовые потоки в обоих случаях замыкаются на госпредприятии “Гарантированный покупатель”. Таким образом, считают в Энергоатоме, средства, предназначенные для выплат компании частично идут на погашение “зеленого” тарифа.

Согласно информации источников, в госкомпании разрабатывают альтернативную модель функционирования рынка, которая, с одной стороны, обеспечит ей прибыльность, а с другой – позволит сдерживать рост цен для бытовых потребителей при отмене ПСО.

Это произойдет в случае, если компания сможет продавать 100% своего ресурса на свободном рынке по рыночным ценам, и, получая прибыль, отчислять больше налогов и дивидендов в госбюджет.

Так, при продаже электричества на рынке по цене в 1,15 грн, Энергоатом рассчитывает получить 80,411 млрд грн за 2021 год. С учетом капитальных и других трат, у компании будет прибыль в 171 млн грн, из которых 35,2 млн грн пойдут в бюджет в качестве налогов и дивидендов. Эти средства можно направить на субсидирование населения.

Как повлияет на рынок “интервенция” госкомпаний

Собеседники высказали сомнения в том, что состояние госбюджета будет позволять дотировать бытовых потребителей в 2021 году без ПСО.

С учетом текущего бюджетного кризиса, понимая, что январь-февраль будут очень сложные с точки зрения наполнения бюджета (локдаун, снижение экономической активности, начало года, возможные значительные траты при ухудшении ситуации с пандемией), компенсация из бюджета – это 100% риск“, – считает Алексей Оржель.

Помимо этих факторов, как отметил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, сам рынок электроэнергии характеризуется большой изменчивостью, что делает невозможным получение бюджетом “компенсационных” средств в постоянном объеме.

Если мы говорим о рынке на сутки вперед, то цена будет в любом случае определяться биржей. Там есть баланс спроса и предложения, и невозможно, чтобы там была устойчивая цена в 1,15 грн. На бирже большая волатильность: были периоды, когда цена падала до 70 копеек. В то же время биржевые цены так или иначе влияют на рынок двухсторонних договоров“, – прокомментировал модель Марунич.

Также вывод 100% ресурса госкомпаний на рынок может существенно изменить ситуацию на нем.

Энергоатом ведь огромный производитель, и возникает вопрос, не будет ли тут попыток монополизма. Тут компетенция НКРЭКУ, чтобы они обеспечивали наличие конкуренции“, – заметил Марунич.

Со своей стороны, Алексей Оржель отметил, что продажа электроэнергии госпредприятий на открытом рынке, хоть и увеличит объем предложения и, соответственно, конкуренцию, но данный сценарий имеет ряд нюансов: Энергоатом имеет значительную рыночную власть в базовом сегменте, а Укргидроэнерго предоставляет предложение балансирующей энергии.

Во многом рынок с предложением Энергоатома и Укргидроэнерго будет зависим от потребления (локдауны, температуры зимой), поведения рыночных игроков (будет ли злоупотребление рыночной властью), а также от эффективности госрегулирования“, – считает Оржель.

По его мнению, при поставках э/э госпредприятий в открытые сегменты рынка, властям будет необходимо изменить правила аукционов по прямым договорам и обеспечить уменьшение объема лотов.

Таким образом большее количество участников сможет купить э/э на этих аукционах, а не только крупные потребители“, – предложил Оржель.

Тарифы вырастут, вопрос – на сколько

В правительстве уже анонсировали повышение цен на электроэнергию в 2021 году, о чем в конце ноября заявлял и.о. министра энергетики Юрий Бойко. Однако на какой уровень – пока неизвестно.

Если брать в расчет оптовую цену ресурса Энергоатома в 1,15 грн, то конечная платежка, с учетом наценки компаний-посредников, может вырасти до 2-2,5 грн за 1 кВт-ч.

В то же время среднее домохозяйство, не имеющее электроотопления, ежемесячно потребляет чуть мене 200 кВт-ч.: так, клиенты компании Yasno в 2019 году тратили 183 кВт-ч в месяц, а в 2018 – 194 кВт-ч. Таким образом, при полностью рыночных ценах платежка за электроэнергию может вырасти до 450 грн в месяц по сравнению с нынешними льготными 250 грн.

Как считает экс-министр Алексей Оржель, нельзя придумать худшего момента для поднятия тарифа.

Люди из-за пандемии и локдауна теряют доходы и работу. Поднимать необходимо было с 01.04.2020, когда снижается потребление и потребитель выходит из отопительного сезона. Момент потерян. Сейчас же любой рост тарифов также является риском увеличения неплатежей“, – считает Оржель.

При этом власти вряд ли полностью откажутся от субсидирования бытовых потребителей, полагает Дмитрий Марунич.

Однако с учетом ненадежности “бюджетного” варианта компенсации и проблем, которые могут проявиться в случае продления механизма ПСО на будущий год (так, Энергоатом при недофинансировании может оказаться перед риском остановки энергоблоков), вариантов обеспечения льготных цен у властей остается не так много.

Алексей Оржель полагает, что государству сейчас необходимо искать ресурсы для перенаправления на рынок и вытягивания ситуации с долгами извне – за счет эмиссии либо выпуска ОВГЗ.

Это со временем вылезет девальвацией и инфляцией. Но то, что в момент локдауна и падения экономики вводятся RAB-тарифы, оставляет впечатление, что власть сознательно идет на самый плохой сценарий“, – заключил глава правления BRDO Алексей Оржель.

Джерело

#влада #енергетика #тарифи #корупція #атомники