Новини Реформи ЖКХ в Україні

Реформи ЖКХ в Україні

339
0

 Самой проблемной отраслью в нашем государстве оказалось жилищно-коммунальное хозяйство, которое можно считать единственной отраслью, которую никак не могут реформировать по причине необходимости огромных финансовых вливаний. За всю историю современной Независимой Украины, каждый министр, который находился у руля отрасли, начинал свою деятельность с раздачи лозунгов и обещаний, которые лишь приводили к полному бездействию. Пока народ «кормили» обещаниями, все оборудование и сама система ЖКХ постепенно, но уверенно приходила в негодность. За 20 лет Независимости ни одному представителю властей не удалось даже приблизится к началу процесса реформирования. Не было сформировано даже четкого видения и понимания, какие конкретные меры нужно предпринимать.

 Самой проблемной отраслью в нашем государстве оказалось жилищно-коммунальное хозяйство, которое можно считать единственной отраслью, которую никак не могут реформировать по причине необходимости огромных финансовых вливаний. За всю историю современной Независимой Украины, каждый министр, который находился у руля отрасли, начинал свою деятельность с раздачи лозунгов и обещаний, которые лишь приводили к полному бездействию. Пока народ «кормили» обещаниями, все оборудование и сама система ЖКХ постепенно, но уверенно приходила в негодность. За 20 лет Независимости ни одному представителю властей не удалось даже приблизится к началу процесса реформирования. Не было сформировано даже четкого видения и понимания, какие конкретные меры нужно предпринимать. 
Правительство оправдывает провал реформирования коммунального хозяйства нехваткой средств. Чиновники сетуют, что экономически необоснованные тарифы приводят к убыточности отрасли, что отнюдь не способствует улучшению качества услуг.
Руководство страны подчеркивает, что первым этапом на пути к реформированию необходимо ввести экономически обоснованные тарифы. По словам министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Анатолия Близнюка, предприятия отрасли находятся в аварийном состоянии и не в состоянии профинансировать модернизацию оборудования, дабы сделать его  энергосберегающим. К сожалению, не только в тарифах вся загвоздка. Украинцам несколько раз за последние пару лет пришлось пережить очередное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но, к сожалению, качество не стало выше, ведь регулярные повышения цены не могут справиться с накопившимися проблемами. 
Специалисты выяснили, что проблема заключается не в погоне за недосягаемой рентабельностью, поскольку средства в отрасли имеются. Другой вопрос, куда и как они используются. Данными вопросами пришлось заняться сотрудникам КРУ, которым в очередной раз удалось доказать процветающее воровство на всех ступенях власти.  Ежегодно Госфининспекция предоставляет информацию губернаторам, главам местных администраций о нарушениях при формировании тарифов, но, как правило, местные власти не реагируют. В результате, динамика нарушений в сфере ЖКХ не идет на убыль, а наоборот, прогрессирует. Проверка в текущем году выявила финансовые нарушения у 70% предприятий ЖКХ, которые достигли суммы в 380 млн гривен, из которых доказанные прямые убытки исчисляются в 165 млн, а из них 142 млн – это убытки бюджета, которые возникли по причине необоснованного выделения субвенций из госбюджета. На сегодняшний день было проверено только 20% коммунальных предприятий страны, а суммы достигают миллионов. 
Как показывает практика, пока отрасль будет оставаться бесхозной, существенные изменения не наступят. Государству не по силам нести эту ношу достойно, поэтому руководство страны рассматривает возможность передачи домов и придомовых территорий на баланс самих жильцов, посредством  создания ОСМД, а коммунальные предприятия – в руки частных инвесторов. При организации данного процесса в новостройках проблем, как правило, не возникает. Камнем преткновения оказывается ветхое жилье, которое составляет большую часть в Украине. Главным вопросом является задача поиска средств на проведение капитальных ремонтов.
Поскольку для Украины все эти вопросы весьма новы, следует обратиться за помощью к опыту соседних государств. Например, в Польше существовали структуры, аналогичные нашим ЖЭКам, а правительство осуществляло жесткий контроль над ценами на коммунальные тарифы. Понадобилось 5 лет для того, чтобы ситуация изменилась: в отрасль был привлечен частный капитал и иностранные инвестиции, которые помогли модернизировать сети, обеспечить функционирование механизма защиты прав потребителей. При этом, главное внимание при реформировании было уделено созданию ОСМД, а также проведена массовая приватизация по новым правилам – жилье официально было признано частной собственностью. Также, выкуп жилья у государства сопровождался массовой приватизацией придомовых территорий и земли на которых стоят жилые дома. При создании организаций или союзов,  жильцы получили право напрямую заключать договора с поставщиками соответствующих услуг, а тарифная политика перешла на принцип договорных обязательств между поставщиками и потребителями услуг. Главным моментом поляки считают невмешательство государства в тарифную политику.
Похожий процесс реформирования имел место и в Чехии. Однако, в отличие от поляков, чехам было позволено выкупить только собственные квартиры. Домовая инфраструктура продавалась отдельному собственнику, который уже полностью нес ответственность за техническое состояние дома и представлял интересы жильцов в отношениях с государством и поставщиками ЖКХ-услуг. При этом тарифы на услуги устанавливаются по согласованию трех сторон: потребителей, предприятий ЖКХ и местных властей. Такой подход позволил сохранить социальную составляющую тарифов и свести к минимуму риски монополизации со стороны энергокомпаний.
В очередной раз необходимо подчеркнуть, что приватизация невозможна без окупаемых тарифов на тепло, поскольку нерентабельное производство препятствует привлечению инвестиций европейских компаний, которые проявляют активный интерес к украинскому рынку. 
Опыт Германии, Бельгии, Дании и Финляндии доказывает, что передача предприятий тепловой энергетики в частную собственность в 1990-е годы привела к сокращению энергозатрат на 30-40%. В Польше и Литве приватизация котельных и ТЭЦ продолжается с 1996 года.
Украинская власть намерена начать установку «ЖКХ-поезда» на рыночные рельсы только с 2012 года. Реализация стратегии состоится в два этапа. Начиная с 2012 года, в течение четырех лет правительством будут установлены предельные нормы потребления тепла, введены дифференцированные тарифы на услуги отопления и водоснабжения, разработаны оптовые и розничные тарифы на тепло, будет обеспечен учет потребляемого тепла. С 2016 года позволят приватизацию коммунальных ТЭЦ, и тогда стартует тепловая санация жилья и модернизация тепловых сетей.
Анатолий Близнюк уверен, что данный путь реформирования выбран верно, что приведет к финансово-экономической стабилизации ситуации в отрасли посредством обеспечения рентабельного функционирования предприятий ЖКХ. Только реформирование системы управления позволит говорить о создании конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, поскольку условия рынка обеспечат техническую модернизацию для повышения ресурсо- и энергоэффективности объектов отрасли.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я