На голову Новини Подводные камни Винницкого джазового фестиваля

Подводные камни Винницкого джазового фестиваля

110
0

 Конечно, джаз в Виннице – это всегда праздник. Винницкий фестиваль стал ежегодным ярким и самобытным музыкальным событием всей страны.

Конечно, джаз в Виннице – это всегда праздник. Винницкий фестивалm стал ежегодным ярким и самобытным музыкальным событием всей страны.

– Мы не пускаем "попсу" для разогрева, повышения рейтинга или привлечения внимания. Этим грешат, к сожалению, многие фестивали, которые начали работать в Украине уже после нас. Мы же держим марку эксклюзивности, мы постоянно растем, мы остаемся вне времени и моды, как все то, что делается с любовью. Я и мои коллеги по организации феста убеждены: любой проект нужно делать либо на высоком уровне, либо не браться за него вообще, – рассказывает директор фестиваля Павел Третьяков.

 

В этом году на сцене фестиваля в Виннице выступали джазовые команды со всего мира. Из Германии, Испании, Италии, России, США, Индии, Польши и других стран. Выступили и местные, винницкие джаз-звезды.

 

– В этом году 95% музыки фестиваля – это премьеры. Словом, те музыканты, которые впервые выйдут на сцену Винницы или даже Украины. Но при этом, каждый из них – лицо, представляющее джазовую культуру своей страны. Хедлайнер нынешнего фестиваля – Лиза Генри, которая невероятно похожа и внешне, и вокальными данными на королеву джаза Эллу Фицджеральд. Она является послом джазовой музыки в Африке. Для сопровождения своего выступления она выбрала потрясающих музыкантов из России – трио Олега Бутмана, – говорит Павел Третьяков. – Также, в этом году впервые на винницкой сцене состоится премьерное выступление неординарного проекта "Ахимза", которому удалось соединить европейский джаз со звучанием индийских музыкальных инструментов. А итальянцы зажгут джазом на цыганский манер. Уверен, это будет необычно и экспрессивно.

 

Следует отметить, что восемнадцать лет назад фестиваль "Международные дни джазовой музыки в Виннице" был единственным в стране, поэтому заслужено подарил нашему городу звание джазовой столицы Украины.

 

Кто помнит, как все начиналось…

 

– Все начиналось гораздо раньше, чем мы провели первый фестиваль. В консерватории я училась вместе с Андреем Кондаковым. Сейчас он – звезда мирового джаза и еще в студенческие годы организовывал интересные концерты, приглашая исполнителей из Финляндии, Норвегии и даже Америки. Это был 1988 год, но его связи на Западе уже тогда поражали. Билеты были по советскому рублю, поэтому мы посещали все концерты, открывая для себя вид искусства, который раньше в Советском Союзе был запрещен. Все прекрасно помнят: "Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину предашь". Само слово "джаз" было равнозначно ругательному, но находились музыканты, которых ничто не останавливало. В это время, 88-89 года, Аркаша Шилклопер оставил работу в оркестре Большого театра и ушел на вольные хлеба играть джаз. С Андреем они были одними из энтузиастов и популяризаторов джазовой музыки на постсоветском пространстве, – рассказывает один из основателей фестиваля Ирина Френкель. – Мне повезло, что с одним я училась, а с другим – дружила. Так они меня, как говорит Андрей Кондаков, и заразили бациллой джаза. Когда я в 1991 году приехала работать в Винницу застала разрушенный органный зал, парализованную культурную жизнь в городе, но в то же время познакомилась с удивительными  людьми, которые не благодаря, а вопреки – делали концерты, ставили спектакли. Попав в такое общество, поняла, что надо что-то менять. И это было время, когда вопреки возникали различные культурные проекты. В 1996 году как говорят "сошлись звезды". Все помнят замечательного джазового пианиста Юру Шепету, который и стал тем моторчиком и вдохновителем начала фестиваля. Именно в 1996 это стало реальной возможностью. Первый фестиваль получился спонтанный, интересный и яркий. Леша Коган нам очень помог, уговорив всех музыкантов выступить бесплатно, ведь ни о каком спонсорстве не могло быть и речи. "Плеяда" за два дня собрала 75 человек, а Винница стала первым городом, который решился провести джазовый фестиваль. Мы еще пять лет были единственными. Следующей была Одесса, которая заявила о проведении джазового карнавала. Когда мы с легкой руки Петра Козакевича (тогда директора Польского института в Киеве) провели фестиваль не в мае, а в сентябре, то вновь стали законодателями моды – проводить фестиваль осенью. За нами потянулись другие фестивали. И теперь в музыкальном мире говорят "Джазовая осень Украины". Но именно наш фестиваль всегда открывает эту джазовую осень. Тогда же и возникла крепкая дружба с директором Польского института Петром Козакевичем, который был генератором всей джазовой жизни в Украине до 2006 года. Именно он привез нам первое имя Европы – пианиста Лешека Можджера и стал нашим "крестным отцом", сделав промоушн фестивалю в дипломатических кругах. При поддержке европейских культурных институций мы начали получать действительно высококачественных артистов.

Другой «отец-основатель» фестиваля тоже поделился своей историей успеха.

– 90-тые, распад Союза, соответственно – развал той системы культуры, которая была в городе. Именно в это время в нашу Винницкую областную филармонию приходит молодой коллектив – братья Шепеты, Максим Гладецкий, Ирина Френкель и я, на должность режиссера. Мы все горели желанием что-то делать и не хотели мириться с тем, что происходит вокруг. Золотая истина, что если сказать "сахар", то во рту слаще не станет. Изменить общество можно только личным примером, подтягивая его за собой, а не плывя по течению. Но представьте: что означало в те времена организовать джазовый фестиваль? Теоретически мы понимали, из чего он состоит. Но на практике: возможно ли пригласить к себе известных музыкантов при их колоссальной занятости? На какие средства оплатить их приезд? Помог Юрий Шепета, который имел много контактов в джазовой среде. На его просьбу откликнулись Алексей Коган – ведущий единственной тогда джазовой радиопередачи; группа "Man Sound" и многие другие музыканты. Люди помогали по-человечески, абсолютно бесплатно. Некоторые даже сами купили себе билеты на поезд, – рассказывает Павел Третьяков. – Первый фестиваль за два дня собрал всего 75 зрителей. Большинство из них пришли на концерты, скорее всего, случайно. Но … Именно тогда у многих открылись глаза на этот удивительный пласт музыкального искусства.

 

Мировые звезды как фон для спонсоров

 

Правда, был ряд «нестыковок» и недочетов со стороны организаторов в этом году. Неприятным моментом стала выходка организаторов фестиваля. После выступления мировой звезды Лизы Генри и трио Олега Бутмана, на сцены вышла руководитель департамента культуры горсовета Ирина Френкель и попросила выйти на сцену спонсоров фестиваля. В то время как звезд джаза попросили остаться на сцене и «подыграть» на фоне речей винницких чиновников и «меценатов».

Зрители почти сразу встали со своих мест и ушли. Половина зала отказалась смотреть на эту печальную и убогую карикатуру. Ни в одном здравом обществе «местная элита» не может оттеснять звезд музыки!

 

За кулисами фестиваля нам удалось поговорить с Виктором Малиновским, многолетним меценатом фестиваля. Правда, в прошлом.

– Я действительно был 14 лет подряд, начиная с самого первого джазового фестиваля, главным меценатом мероприятия, – рассказывает Виктор Малиновский. – Но четыре года назад перед организаторами фестиваля поставили ультиматум – или я, или поддержка городской власти. Но, вместе с тем, я не держу зла на организаторов. Главное – это музыка. Мне удалось пообщаться с чудесными музыкантами – Кубой Станкевичем, квартетом Дарио Пинелли. Это замечательные люди и прекрасные музыканты!

Кстати, еще в 2008 году все та же Ирина Френкель ни капли не преуменьшала роль Малиновского в создании фестиваля:

– У нас исключительно солидные партнеры, поэтому любой новый меценат или партнер, входя в проект, также должен иметь историю за плечами. Обратите внимание, что партнеры у фестиваля не меняются. Виктор Малиновский с нами уже 10 лет. Это его большой юбилей, – говорила Ирина Френкель в интервью газете RIA.

Хотелось бы верить, что никакие политические интриги в будущем не станут преградой для ценителей джазовой музыки, никакие "выходки" спонсоров и организаторов не отвернут публику и не заставят ее уйти из зала. Ведь праздник музыки – не место для "разборок", не место для самопоказа.

Пока организаторы фестиваля с оптимизмом смотрят на следующий фестиваль. И готовятся уже к нему.
 

 

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я