Новини Почти два месяца новый Кабмин Яценюка без реальных реформ

Почти два месяца новый Кабмин Яценюка без реальных реформ

313
0

В конце января исполняется два месяца с момента формирования нового украинского правительства. Но пока мы видим, что Кабмин занимается только склоками. Министры явно забыли, что эти же два месяца были даны им США и Евросоюзом на проведение реформ.

В конце января исполняется два месяца с момента формирования нового украинского правительства. Но пока мы видим, что Кабмин занимается только склоками. Министры явно забыли, что эти же два месяца были даны им США и Евросоюзом на проведение реформ.

 

Это кулуарно озвучивали западные чиновники и в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Киеве. ЕС торопится, западный бизнес не понимает тотальной неэффективности. Ссылка на рождественские каникулы способна ввести в ступор даже госпожу Меркель. Девять месяцев своего первого срока Премьер-министр Украины Арсений Яценюк "думал" о реформах, два месяца второго срока он их только собирается воплощать. Украине нужно хотя бы начать реформы, чтобы доноры предоставили финансовую помощь.

При этом нужно четко понимать, что Запад будет очень жестко контролировать свои деньги в Украине. Называть это можно по-разному: хотите — помощью в борьбе с коррупцией, а хотите — недоверием к правительству Яценюка. Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Западные партнеры не доверяют нынешней украинской власти и подозревают в том, что деньги, которые будут выданы на помощь Украине, будут банально разворованы, а не направлены на проведение необходимых реформ.

Точнее, европейцы не понимают мелкотравчатости. Им невдомек, как политический класс может вести страну на край пропасти. Ведь у них народ и политики сидят в одной лодке, и тонуть, если что, будут тоже вместе. Именно поэтому контроль за расходованием денег нужен, чтобы европейцы могли спать спокойно. И не думать, почему средства идут не на нужды членов ЕС, а в Украину, которую во многих рейтингах называют одной из самых коррумпированных стран.

США уже заявило на ежегодном докладе Госдепартамента о том, что Украина нарушила требование о прозрачности бюджета. Европа серьезных денег не дает, их дают Соединенные Штаты и их подконтрольные структуры. Дядя Сэм имеет, по сравнению с Европой, реальный вес. Яценюк хоть и любимчик для Вашингтона, но кредит доверия не безграничен. А это свидетельствует, что мировое доверие падает и часики тикают. На следующей неделе Украину посетит Министр финансов США в надежде пролить хоть какой-то свет на происходящее. По оценкам экспертов, тендеры по госзакупкам в Украине — от 10 до 20 млрд долларов коррупционной маржи. Такие цифры на Западе испугают кого угодно.

Но самих украинцев уже перестало удивлять, что доступ к нашему бюджету ограничен не только для общественности, но и для законодателей. Неоднократно звучали заявления народных депутатов о том, что новый госбюджет свободно перекраивается правительством, поскольку Рада проголосовала, по сути, за кота в мешке.

Не смотря на то, что статистика, как известно, – очередная продажная девка империализма, некоторые цифры будет полезно освежить в памяти. За два месяца до Евромайдана агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг Украины и составило крайне негативный прогноз. Тогда золотовалютные резервы Украины сократились до 20,6 млрд долларов. К концу 2014 года общая картина многократно ухудшилась. Государственный долг Украины превысил 70 млрд долларов, в то время как золотовалютные резервы снизились до уровня 7,533 млрд. долларов.

За прошлый год украинцы так и не почувствовал помощь других стран. А правительству выделили 9 млрд долларов. Премьер говорит, что деньги пошли на возврат ранее взятых кредитов. В 2015 уже обещано предоставить около 4 миллиардов евро. Их снова пустят на погашение старых долгов?

МВФ говорит о предоставлении Украине финансовой помощи, требуя от нас резкого увеличения тарифов на ЖКХ, замораживания пенсий и других соцвыплат, отмены субсидирования сельского хозяйства и сокращения финансирования образования. При этом наша власть всё и сводит именно к росту тарифов и урезанию социалки, не думая о росте эффективности украинской экономики. В этом и кроется корень зла.

 

У нас все инвесторы ожидают результатов именно по решению МВФ. Вопрос в том, считает ли МВФ, что Украина в достаточной мере выполняет свои обязательства и проводит реформы. Естественно, от этого зависит, получит ли Украина финансирование и сможет ли дальше вести реформы. Пока ясно одно: денег на новые реформы нет, а те "реформы", которые заложили в бюджет, пока никого из западных партнеров не впечатлили.

Страна боится, что может наступить дефолт и Украина не сможет своевременно и в полном объеме выполнить свои обязательства по долгам. Если мы не сможем рассчитаться, то не может быть и речи о получении какого-то нового финансирования как минимум до того момента, пока страна не урегулирует вопросы с выплатой долгов.

Подобная ситуация была после кризиса 1998 года, когда процесс реструктуризации занял около полутора лет. Дефолт закроет для нас любые возможности сотрудничества с Международным валютным фондом и другими официальными кредиторами. Кроме того, мы еще получим не менее двух-трех лет до первых выплат по уже реструктуризированным долгам, а пока мы не выполним первые платежи, можно забыть о каком-либо сотрудничестве с иностранными инвесторами.

Если Кабмин предоставит повод кредиторам не давать денег, то кроме экономического краха, это может вызвать кризис в коалиции и т.п. Как один из возможных сценариев можно рассматривать, что Верховная Рада будет инициировать отставку Кабмина. Хотя это маловероятно, так как Яценюк не один идеально подходит на роль символа года "козла отпущения", есть и другие кандидаты. Но найти крайнего нужно будет обязательно до местных выборов, чтобы повесить на него всех собак.

С одной стороны, апокалиптический сценарий в украинской экономике формально на руку Петру Алексеевичу, так как при таком раскладе его блок резко усилится в Верховной Раде: какой бы сплоченной ни казалась фракция "Народного фронта", на нашей памяти и не из таких структур появлялись "тушки". Так что в случае кризиса переформатирование правящей коалиции и фактическое переподчинение Кабмина президенту может произойти под гром оваций. Но нужно четко понимать, что за обвал экономики и премьер, и президент, — оба ответят. И тогда только остается уповать на избирателей, кого они выберут — Тимошенко или Ляшка. Или может быть тогда Украина станет сплошным Приватом? Фантазировать можно бесконечно…

Но ведь деньги все равно нужны?! Деньги можно получить вчера, сегодня и завтра. И на разные цели. Как вариант, на восстановление освобожденного Донбасса – но тогда его нужно хотя бы освободить, на ряд животрепещущих реформ и так далее — но для этого нужны хоть какие-то убедительные результаты, достижения. А их объективно не хватает, и сроки поджимают.

Хотя не всё так однозначно, как раз сейчас в стране работает миссия Международного валютного фонда и изучает сложившуюся ситуацию. Думаю, Украина все-таки получит очередной транш от МВФ. В каком объеме, в какие сроки и на какие именно цели, пока сказать сложно. Будут реформы, будут и деньги, а это именно то, что нужно стране и инвесторам.

Может быть, Кабмину не хватает волшебного пенделя? Или попросить сотника Парасюка сказать свое веское слово? На Януковича вот же как подействовало…

 

 

Александра Решмедилова, кандидат философских наук, политолог.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я