Економіка Почему ратификация соглашения с ЕС – самая эффективная АТО

Почему ратификация соглашения с ЕС – самая эффективная АТО

364
0

На минувшей неделе завершилась четвертая сессия Верховной рады Украины седьмого созыва. Несмотря на то, что длилась она на полтора месяца дольше, чем предусмотрено календарным планом, этого времени не хватило, чтобы принять решение, от которого зависят перспективы развития украинской экономики – ратифицировать соглашение об ассоциации с ЕС. 

 На минувшей неделе завершилась четвертая сессия Верховной рады Украины седьмого созыва. Несмотря на то, что длилась она на полтора месяца дольше, чем предусмотрено календарным планом, этого времени не хватило, чтобы принять решение, от которого зависят перспективы развития украинской экономики – ратифицировать соглашение об ассоциации с ЕС, сообщает forbes

О причинах такого промедления и его последствиях рассуждает глава комитета Верховной рады по вопросам европейской интеграции Григорий Немыря.

 

Пять версий: Почему Украина затягивает ратификацию Соглашения с ЕС

 

 

 

 

И с юридической, внешнеполитической и технической стороны не существует ни одного убедительного аргумента – почему нужно затягивать ратификацию соглашения. С технической стороны ратификационный пакет готов, все необходимые согласования закончены.

 

Существуют ли политические ограничения? Есть несколько версий.

 

1. Позиция ЕС и/или отдельных стран членов ЕС, которые не поддерживают скорую ратификацию Украины. Такие разговоры и предположения нельзя воспринимать всерьез. В последней резолюции Европарламента и заключениях совета ЕС содержится призыв к Украине как можно быстрее ратифицировать соглашение. Молдова и Грузия, в один день с которыми Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, уже ратифицировали свои договоры. При этом Молдова тоже находится в сложной ситуации (активизировалась проблема Приднестровья), но это не помешало ей выполнить эту работу.

 

2. Еще одна, непубличная, причина промедления – это, якобы, продолжающиеся консультации с Россией. Грубо говоря, «ведутся торги». Но это не выдерживает никакой критики. Соглашение с ЕС – не коммерческий контракт на поставку какао-бобов, где можно договариваться о цене или сроках поставки. Наш цивилизационный выбор априори не может быть предметом торга.

 

Как можно воспринимать призывы Украины на официальном уровне при каждом телефоном разговоре с руководством ЕС – как можно скорее ратифицировать это соглашение парламентами других стран, когда сама Украина не ратифицировала его?

 

3. Аргумент о том, что якобы нужно согласовывать график имплементации, разбивается вдребезги внимательным прочтением текста соглашения. В ст.486 «Вступление в силу и временное применение» сказано, что стороны должны ратифицировать соглашение соответственно своим собственным процедурам. Это означает, что никакая третья сторона не может влиять на этот процесс и Украина не должна согласовывать график ратификации. Выполнила ли Украина свои внутренние процедуры? Да, и это было подтверждено на заседании комитета по евроинтеграции с представителями правительства.

 

4. Еще одна причина тянуть с ратификацией – неготовность части отраслей к открытой торговле с ЕС. Говорят, что если мы еще потянем месяц-второй, то некоторые наши сектора экономики выиграют. По справке, которая была подготовлена Минэкономики в октябре прошлого года, выиграют только пчеловоды. Почему теоретический успех пчеловодов должен влиять на судьбу этого соглашения? При этом важно помнить самую главную ценность этого соглашения и его отличие от обычных соглашений о зоне свободной торговли – его асимметричность. ЕС уже сейчас снимает практически все барьеры и дает Украине – как стране с более слабой экономикой – возможность подготовиться в течение переходного периода.

 

5. Еще одна версия, почему затягивается ратификация – якобы желательно вместе с ратификацией принять закон о программе имплементации соглашения. Но нет ни одного примера такой увязки – почему вдруг это должно приниматься одновременно? Опыт большинства стран нынешних членов ЕС говорит о том, что такие программы национальной имплементации принимались правительствами стран. Ничего не мешает Кабмину принять такой план. Это искусственный и надуманный аргумент, который не выдерживает критики.
Я сознательно избегаю моральных аргументов формата «А за что стоял Евромайдан?» Такие аргументы могут использовать только моральные авторитеты. Я же говорю об элементах технических, политических, внешнеполитических и правовых. Ни в одной из этих сфер нет убедительных аргументов в пользу замораживания этого соглашения.

 

Уроки Вильнюса

 

У Российской Федерации есть свой проект экономической интеграции для постсоветского пространства. Поэтому политика Кремля долгое время заключалась в том, чтобы ограничить суверенитет Украины, в том числе внешнеполитический выбор. Было требование – красная черта в отношении НАТО и ЕС, даже в форме соглашения об ассоциации.

 

В ноябре прошлого года Виктор Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации. Вспомните – он не говорил, что мы не подпишем соглашение, он говорил: «Подождите, я вам гарантирую, что мы подпишем его, только попозже». Сейчас мы близки к его риторике. Уже звучат заявления формата «обязательно подпишем в сентябре, ну а если позже – тоже ничего».

 

Я убежден, что одним из элементов интенсификации конфликта на Донбассе было как раз серьезное намерение Путина не допустить нашей экономической интеграции с ЕС. В этих условиях наилучшая антитеррористическая операция – ратификация соглашения, которая, я уверен, наберет больше чем 300 голосов. Более того, затягивание ратификации сегодня означает риск замораживания процесса интеграции, а завтра – риск конфликта на территории нашей страны. Если Украина не успеет ратифицировать соглашение, она потеряет возможность временного применения экономической части соглашения с 1 ноября. Этого нужно избежать.

 

Какой вес ратификации в сентябре распущенной Верховной рады? Где такое соглашение ратифицировалось распущенным парламентом?

 

Конечно, нельзя сказать, что вчера мы подписали соглашение, сегодня ратифицировали, и за ночь все круто поменяется. Но нет ни одного примера, чтобы у стран, которые прошли этот этап и стали членами ЕС, ухудшились стандарты жизни. Наоборот – продолжительность жизни увеличилась, зарплаты стали больше, экологические стандарты и уровень образования повысились. Почему то, что хорошо для народов этих стран, должно быть плохо для Украины?

 

Сама история евроинтеграции говорит о том, что когда страны переходят рубеж 50% доли ЕС во внешнем торговом обороте, создаются предпосылки для более глубокой политической интеграции. В свое время у Эстонии, Польши и других стран – нынешних членов Евросоюза этот показатель достигал 70-80%. У Украины пока 30%.

 

Соглашение об ассоциации дает возможность диверсификации торговых отношений. Если мы посмотрим за горизонт 2-5 лет – это возможность создания новых рабочих мест. Почему в свое время Словакия после цивилизационного развода с Чешской Республикой имела проигрышные позиции, а сейчас производит больше всего легковых автомобилей на душу населения в мире? Потому что они смогли использовать свою близость к ЕС, их индустриальную базу, включая военно-технический комплекс, модернизацию и конверсию. Так почему этого не может сделать Украина?

 

Любые транзакции, в том числе экономические, более выгодны и конкурентоспособны, когда расстояние небольшое. Расстояние в рамках Таможенного Союза Москва – Минск – Астана достаточно велико. А Европа более компактна, все близко. Это рынок более 500 млн потребителей, это стандарты, которые превосходят то, к чему мы привыкли.

 

Есть два подхода к жизни. Первый – не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Второй – не откладывать на завтра то, что можно отложить на послезавтра. Мы должны руководствоваться первым подходом.

 

Источник: forbes

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я