Економіка Операция «Имитация». С казнокрадами и убийцами уже договорились?

Операция «Имитация». С казнокрадами и убийцами уже договорились?

354
0

В течение многих лет известные «политики» и «успешные бизнесмены» с паспортами Украины накапливали средства в Швейцарии и Австрии, на счетах в банках других стран, пряча следы отмывания денег под толщей трастов, ценных бумаг, подставных лиц и т.п. 

30 апреля 2014 г. тогдашний генеральный прокурор Украины О.Махницкий (ВО “Свобода), находясь в Лондоне на Форуме по вопросам возврата похищенных активов, заявил о присвоении Януковичем 100 млрд долл. США государственных средств. По его словам, часть средств была выведена на счета в европейские банки, часть (как минимум 32 млрд долл.) — вывезена на грузовиках через границу. Интересно, что уже 31 мая, отвечая на уточняющие вопросы, генпрокурор поспешно заявил, что «не может озвучивать цифры, но они довольно большие». 

Вместе с тем, по оценкам А.Яценюка, за последние три года из финансовой системы Украины было выведено около 70 млрд долл. Собственно, разница в 30 млрд долл. в подсчетах высших должностных лиц порождает справедливые вопросы о составляющих этих подсчетов и, наконец, о наличии постановлений следователей по результатам уголовных производств, в рамках которых определен ущерб, причиненный государству Януковичем и командой. 

Возникает вопрос и относительно того, кого касается обвинение Генеральной прокуратуры — Януковича и «Семьи» или всех участников группового разворовывания страны, начиная с 1991 г.? 

Следовательно, надо отличать абстрактные тезисы от конкретики. Поговорим о возврате активов Януковича и его команды. 

Общеизвестно и то, что толщина кошельков бывших чиновников режима Януковича не поддается измерению на предмет здравого смысла и совершенно не соответствует зарплате должностного лица. А украденные у государства средства нужны Украине, чтобы отказаться от каких-либо внешних заимствований, закрыть вопрос о дефолте, начать реформы и выжить. 

Когда речь идет об активах Януковича и Ко, имеется в виду, что каждый этап работы должен быть выполнен безупречно: от обвинения лица до конфискации его имущества в пользу государства. После возбуждения уголовного производства проходит проверка на предмет законности происхождения доходов лиц, прямо или опосредованно поддерживавших режим. Это сотни чиновников высшего и среднего уровня или же физические лица, содействовавшие утверждению власти, которую общество сегодня называет преступной. 

Очевидно, что средства, полученные экс-чиновниками преступным путем, были размещены преимущественно на заграничных счетах, «отмыты» через различные соглашения и экономическую активность. И чтобы вернуть эти средства в Украину, их нужно найти и заблокировать на время расследования. 

Первым инструментом, который должен был быть применен к украинскому случаю, является возбуждение уголовных производств и блокировка счетов в Украине. Вторым — санкции других стран мира. 

Учитывая «эффективность» расследования уголовных производств Украиной (о чем детально шла речь в публикации «Мусорник» на Резницкой« — ZN.UA, № 39 от 23 октября 2014 г.), первыми ввели санкции западные партнеры. Наглядный пример: против В.Медведчука в Украине уголовное производство не открыто, зато санкции против него ввели США, Канада и Австралия. 

Если начинать с «верхушки» — а мы ведем речь о санкциях применительно к топ-политикам и их семейно-бизнесовым кланам — то против таких лиц еще 5 марта наложено ограничение на распоряжение средствами и осуществление ими предпринимательской деятельности. Не Украиной. Трещину в леднике пробили санкции Совета ЕС в виде постановления № 208/2014 (в отношении В.Януковича, В.Захарченко, В.Пшонки, А.Якименко, А.Портнова, О.Лукаш, А.Клюева, В.Ратушняка, А.Януковича, В.Януковича-младшего, А.Пшонки, С.Клюева, Н.Азарова, А.Азарова, С.Курченко, Д.Табачника, Р.Богатыревой, И.Калинина) и постановления № 381/2014 от 14 апреля 2014 г., которым список был дополнен фамилиями Арбузова, Иванющенко, Ставицкого (остальные постановления Совета ЕС касались санкций в отношении третьих лиц в связи с последствиями событий в Крыму и на Востоке Украины). 

Напротив каждой фамилия указано, что лицо преследуют в Украине за участие в преступлениях, связанных с разворовыванием государственных средств и незаконным выводом их за пределы Украины. 

При этом в постановлении Совета ЕС № 208/2014 детализировано, что «экономическими ресурсами» являются любые активы, материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, а также те из них, которые не являются средствами, но могут быть использованы для получения средств, товаров, услуг; «замораживание экономических ресурсов» означает предотвращение использования экономических ресурсов с целью получения средств, товаров или услуг каким-либо способом, включая (но не ограничиваясь) продажу, найм или залог; а «замораживанием средств» является предотвращение какого-либо движения, трансфера, изменения или использования, доступа или проведения операций со средствами каким-либо способом, ведущим к изменениям в их объеме, сумме, местонахождении, праве собственности, владении, правовом статусе или назначении, которое могло бы привести к использованию данных средств, включая управление ценными бумагами. 

Учитывая «прогресс» в расследовании событий Революции достоинства, сегодня можно констатировать, что санкции были внедрены как политическая помощь Украине и являются авансом политического доверия. Но если Украина не сможет провести надлежащее расследование в отношении указанных лиц и, главное, доказать их вину в суде, мы рискуем получить уже многомиллионные иски от Януковича и Ко. А главное — потеряем лицо и политическую поддержку в мире. В этом контексте легкость, с которой Генеральная прокуратура отчитывается о промежуточных «достижениях» в производствах о возврате активов, по меньшей мере, неадекватна складывающейся ситуации. 

Начнем с того, что согласно заявлению Янукович и Ко похитили 100 млрд средств, а к этому времени выявлена лишь незначительная часть их счетов за границей (о счетах и активах подставных лиц речь не идет — на них санкции не распространяются), которые, преимущественно в связи с выполнением решений Совета ЕС, отдельные страны заблокировали. Но как искать эти счета и активы в Японии, Китае, КНДР, Аргентине, Бразилии и других странах 193-х субъектов международного права ООН? 

Мы не можем исходить из презумпции того, что средства Януковича и Ко запрятаны только в Швейцарии или Австрии. Посмотрим на конкретику. 

В своих ответах на официальные запросы Генеральная прокуратура ссылается на запрет разглашения данных следствия, а Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины в то же время публикует отдельные сведения об «успехах». Как сообщается, на счетах бывших украинских должностных лиц по ходатайству Генеральной прокуратуры Украины Швейцария заблокировала 2 млрд долл. Но в официальном сообщении департамента юстиции Швейцарии, опубликованном Wall Street Journal, отмечают, что в течение лета 2014 г. они получили от Украины три запроса о предоставлении международной юридической помощи относительно активов окружения Януковича, но не самого экс-президента. 

Причем в Женеве конкретизировали, что Киев просил вернуть «отмытые» деньги именно окружения экс-президента. Более того, лишь 4 мая прокурор Швейцарской Конфедерации распорядился принять меры по замораживанию активов Януковича и Кона общую сумму 170 млн долл. 

Такое решение было мотивировано открытием уголовных производств против пяти граждан Украины по факту совершения ими финансовых правонарушений, в частности отмывания средств. Получается, что и суммы не соотносятся с официальными заявлениями, и подавляющее большинство экс-чиновников по поводу своих капиталов в Швейцарии отделались легким испугом. 

Не менее интересная ситуация вокруг активов Януковича и его приспешников на Кипре. Как сообщали СМИ, 6 августа 2014 г. стало известно, что в рамках выполнения решения Совета ЕС о санкциях Кипр заморозил около 5 млн долл. активов окружения Януковича (четыре персоны). 

В то же время в Кипрском подразделении по борьбе с отмыванием средств (MOKAS) сообщили, что на Кипре сейчас не открыто ни одного уголовного производства по подозрению в отмывании средств, поскольку Украина не передала официальный документ в отношении конкретных обвинений против лиц, счета которых заморожены. Украина также не обращалась к Кипру с запросом о международной правовой помощи, а о возврате средств Украине речь вообще не идет. 

Что касается прочего, то из СМИ узнаем о совершенно незначительных «успехах» Украины. В частности, в начале марта власти Нидерландов в лице министра финансов Еруна Дейсселблума сообщили, что заморозили «несколько сотен миллионов евро», которые могут ассоциироваться с 18 лицами, против которых введены санкции ЕС. 

Знаем также о том, что 7 июля 2014 г. суд Австрии арестовал недвижимость компании, якобы аффилированной с семьей Азаровых, на сумму 5 млн евро, и в том же июле прокурор Лихтенштейна объявил, что совокупные активы бывших украинских политиков, замороженных в княжестве по решению о применении санкций, составляют 22,23 млн евро. Еще 17 млн евро «подозрительных» средств заморозила Великобритания. В принципе, этими данными список «достижений» исчерпывается. 

Что на сегодняшний день есть в Украине по организации процесса возвращения средств? Вероятно, давая своеобразную оценку результатам работы в этом направлении, 17 июля 2014 г. Кабинет министров Украины своим постановлением № 322 создал межведомственную комиссию по вопросам возвращения в собственность государства средств и имущества, полученных в результате коррупционных правонарушений. 

В соответствии с постановлением № 322 межведомственная комиссия является временным совещательным органом Кабинета министров Украины, руководящий состав которой включает: заместителя министра внутренних дел (сопредседатель межведомственной комиссии), заместителя генерального прокурора Украины по согласию (как сопредседателя межведомственной комиссии), заместителя министра юстиции (как заместителя сопредседателя межведомственной комиссии), правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики (как заместителя сопредседателя межведомственной комиссии). 

Согласно нормативному акту на Комиссию возложена задача подготовить предложения и рекомендации по выявлению, аресту и взысканию в пользу государства средств и другого имущества, находящихся в Украине, иностранных государствах и приобретенных в результате коррупционных правонарушений, в том числе с использованием особо ответственного положения в Украине служебными лицами, в отношении которых введены международно-правовые санкции, а также координация действий органов исполнительной власти по вопросам возвращения в собственность государства имущества, полученного третьими лицами. 

Но кроме того, что никто ни за что в этом органе не отвечает (поскольку ответственность, в сущности, рассеяна через конструкцию должностей сопредседателей и их заместителей), по состоянию на октябрь 2014 г. мы увидели только заявления о создании упомянутого органа. И, как кажется, за четыре месяца функционирования межведомственной комиссии, общественность заслуживает большего, чем ничто. 

Мы понимаем трудности выявления счетов и активов за границей, но почему лишь 

11 августа Генеральная прокуратура заключила соглашение с Базельским институтом управления (Международный центр по возвращению активов) о сотрудничестве с целью возвращения средств, похищенных и вывезенных экс-президентом Виктором Януковичем и его окружением? Уверенность в своих силах? Трудно поверить — учитывая, что активы в размере 100 млрд долл. нужно сначала найти, заблокировать, конфисковать и пролоббировать их возвращение в Украину. Причем первое и второе необходимо делать немедленно, пока эти средства не оказались, например, в России или в карманах российских наемников на Востоке Украины. Ситуация свидетельствует о том, что мы опоздали. 

Или как можно объяснить, что только 04.10.2014 г. федеральная прокуратура Королевства Бельгия выразила готовность предоставить международную помощь в связи с обращением украинской стороны о выявлении, аресте и возврате в Украину активов, о чем торжественно сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры Украины. 

Оказывается, только в октябре делегация ГПУ посетила Бельгию, Францию и Австрию для консультаций (!) с уполномоченными представителями международных организаций и иностранных компетентных органов относительно уголовного преследования бывших украинских высоких должностных лиц, объявления их в международный розыск, а также поиска и возврата незаконно выведенных ими из Украины активов. О какой эффективности действий может идти речь, если это надо было сделать еще в начале года, чтобы предотвратить любую возможность финансирования беглецами сепаратистов? Сколько времени должно пройти, чтобы власть начала принимать конкретные решения? 

Вполне закономерно возникает ряд вопросов. С какими странами по состоянию на февраль-март 2014 г. было достигнуто соглашение о сотрудничестве в данном направлении, и какие меры приняты? Имена конкретных публичных лиц, чьи активы разыскиваются за границей? Какова правовая позиция третьих стран относительно оставления средств (активов) в своем распоряжении? И главный вопрос: почему Украина не открыла уголовные производства против всех лиц, в отношении которых ввели санкции зарубежные страны? 

В этом контексте Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины справедливо называет отсутствие в Украине уголовных производств в отношении лиц, причастных к масштабным коррупционным действиям и злоупотреблениям, главным препятствием для возвращения украденного имущества. 

В частности, из 56 лиц, оказавшихся под действием международных санкций, уголовные производства открыты лишь против 15, что означает отсутствие оснований для возвращения средств 41 лица — они будут разморожены и навсегда утрачены. Перенесемся в практическую плоскость: если нет уголовных производств в отношении Медведчука (Ахметова, Левочкина, Кивалова или какого-либо гражданина Украины), его право собственности является священным и неприкосновенным. 

Из прошлых громких провалов в аналогичных производствах упоминается пример Гаити в деле о возврате активов бывшего диктатора Жана-Клода Дювалье. Его активы в размере 6 млн швейцарских франков были заморожены Швейцарией, но отсутствие уголовного производства в стране, инициировавшей замораживание активов, было основанием для их размораживания. А неспособность правительства Гаити в течение 20 лет доказать вину Жана-Клода Дювалье в своем суде, и окончание срока исковой давности в суде Швейцарии сделали невозможным возврат активов диктатора и привели к разрыву договора о взаимной правовой помощи между этими странами. 

…Янукович и Ко объединяют сегодня свои усилия против народа Украины, для спасения «своих» денег. Если мы не будем действовать, существует угроза поражения Украины.

Но хочется верить, что Украина — не Гаити…

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я