Економіка Олигархия. Слишком большие, чтобы сдаться

Олигархия. Слишком большие, чтобы сдаться

327
0

Оголтелая война против крупного бизнеса, пусть он и представлен в виде олигархии, скорее выбьет почву из-под ног украинской экономики и украинского государства, но не даст продуктивных ростков для малого и среднего бизнеса.

Список крупнейших налогоплательщиков страны обычно удивляет лидерами рейтинга. Больше всего налогов платят государственные предприятия – например, НАК «Нафтогаз Украины» – и табачные компании с иностранным капиталом, передает “МИР”.

Впрочем, если смотреть не на верхнюю часть рейтинга, а на картину в целом, мы будем вынуждены констатировать, что наибольшими налогоплательщиками Украины остаются финансово-промышленные группы, иными словами – олигархические структуры, которые включают крупные предприятия тяжелой промышленности и АПК, сети розничной торговли, а также финансовые учреждения. Такое же положение дел, но уже на региональном уровне, подтверждают и в областных органах власти.

Крупные налогоплательщики обеспечивают около 70% налоговых поступлений в госбюджет.

Да, налицо перекос: большую стабильность экономика имела бы, если хотя бы половина ее формировалась малым и средним бизнесом. Тем не менее, такова объективная реальность.

Бой с тенью

Впрочем, существование крупного капитала и даже его доминирующее положение не является особенностью только лишь Украины или постсоветского пространства. И также крупный капитал не является сам по себе угрозой экономике. В подтверждение этого мы можем назвать много бизнес-империй, построенных в экономически развитых странах с отличным уровнем жизни. Начав с бизнеса того же Дональда Трампа…

То есть борьба с крупным бизнесом, которая к тому же не сопровождается иными, созидательными мерами, выглядит в лучшем случае противоестественной для свободной экономики. А возможно и самоубийственной.

Посудите сами: уничтожение или давление на крупный бизнес сейчас и здесь, в Украине, очевидно приведет к сокращению уплаты налогов. А это, напомним, почти 3/4 поступлений в госбюджет. В случае проблем у крупного бизнеса будут сокращаться поступления и в местные бюджеты. Налог на доход физических лиц станут платить еще меньше, если предприятия начнут сокращать рабочие места. В бизнес все уволенные сотрудники не пойдут: условий для начинающих предпринимателей государство не создало (те самые созидательные меры, о которых шла речь выше). А вспомним еще и о Пенсионном фонде, дефицит которого измеряется миллиардами уже сейчас… К сожалению, описанную картину украинцу не приходится представлять, потому что он ее уже видел – и может вспомнить ситуацию во время каждого кризиса.

В лоб

Другой (и правильный) вопрос: не «Как уничтожить..?», а «Как заставить, мотивировать финансово-промышленные группы больше работать в Украине, платить больше в казну и своим сотрудникам, играть по правилам?». Вот задача, которую должно было бы решать правительство визионеров и технократов, если оно себя действительно таковым считает.

Мы можем согласиться с существованием бизнес-империй как естественным финалом чьих-то предпринимательских начинаний. Но при этом не можем соглашаться с существованием монополий, когда рынок оказывается в руках одной семьи, диктующей свою волю. Мы можем согласиться с сокращением налогов или другими льготами, но не должны терпеть отток миллиардов долларов на Кипр или в другие офшоры. Мы можем приватизировать государственные предприятия (хотя и не должны), но и требовать при этом реального выполнения обязательств новым собственником. И так далее. Универсальных рецептов настоящей деолигархизации и демонополизации нет, но действенные методы уже давно придуманы и расписаны, в том числе и отечественными экспертами.

А вот удачных примеров лобовой атаки государства на олигархов или крупный бизнес нет. В самых мягких формах все заканчивается отставкой правительства или уступками для капитала (например, когда «красные» взяли власть во Франции в 80-х). В более жестких сценариях такая «деолигархизация наскоком» оборачивается большой кровью: репрессиями, революциями. В России 2000-х государство сумело сломить существовавший олигархат, но что получила в итоге: побег крупнейших бизнесменов за границу, отсутствие ожидаемого роста условий жизни, богатство власти и ее приближенных, которые сами фактически стали олигархами.

Украина шла по российскому сценарию до 2013 года: власть (Янукович и «семья») и ее приближенные набирали силу и богатели, за пару лет выйдя на высокие места списка миллиардеров. Следующим этапом по логике должен был быть сокрушительный удар по олигархам… Одна из версий, объясняющих, почему революционные события 2013–2014 годов получили открытую или молчаливую поддержку олигархов, как раз и говорит, что богатейшие люди страны не стали ждать последнего, смертельного для себя удара власти.

Нынешний президент Петр Порошенко сам является олигархом, так что начинал на Банковой с лучших в этом смысле позиций, нежели Янукович. Впрочем, потом он и, главное, его окружение повторили многие ходы Януковича и «семьи». Не то чтобы систематично, но регулярно команда президента давит и на олигархов: то внезапно «самовозгорается» телеканал Дмитрия Фирташа, то за один воскресный вечер за закрытыми дверями решается судьба «ПриватБанка» Игоря Коломойского, то возникают проблемы с поставкой угля Рината Ахметова на его же предприятия… В своих «отношениях» с олигархами Петр Порошенко повторяет сценарии и российский, и Януковича. Первый сценарий породил авторитарный режим и олигархат в пределах Кремля, второй закончился почти 150-ю убитыми в центре столицы протестующими и милиционерами и в итоге привел к войне. Что-то из этого можно считать успехом для страны?

Приєднатись до Громадського об’єднання “Голос народу”

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я