Економіка Одной проблемой меньше. Правительство отказалось финансировать модернизацию ЖКХ, предложив местным властям брать...

Одной проблемой меньше. Правительство отказалось финансировать модернизацию ЖКХ, предложив местным властям брать кредиты или передавать предприятия отрасли в концессию

427
0

Нынешний год, как уверяют правительственные чиновники, станет переломным для ЖКХ: международные финансовые организации готовы одолжить на техническое переоснащение отрасли 21,8 млрд грн. Зато в бюджете-2014 денег на модернизацию "коммуналки" вообще не предусмотрено. Таким образом, правительство дало понять местным властям, что проблемы предприятий ЖКХ им придется решать самостоятельно, – сообщает ДеПо.ua 

 Нынешний год, как уверяют правительственные чиновники, станет переломным для ЖКХ: международные финансовые организации готовы одолжить на техническое переоснащение отрасли 21,8 млрд грн. Зато в бюджете-2014 денег на модернизацию "коммуналки" вообще не предусмотрено. Таким образом, правительство дало понять местным властям, что проблемы предприятий ЖКХ им придется решать самостоятельно.

 

Шесть министров на одну программу

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Украины длится уже два десятка лет, но состояние отрасли с каждым годом только ухудшается. Единственным последствием реформ является постоянное увеличение тарифов до призрачного "экономически обоснованного уровня".

 

Однако новые, повышенные расценки, как уверяют коммунальщики, все меньше покрывают себестоимость их услуг, а качество этих услуг постоянно падает.

 

В текущем году заканчивается действие Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009–2014 гг., которая имеет статус закона. Но уже сейчас можно констатировать: она полностью провалена. Если по состоянию на январь 2009 г. дебиторская и кредиторская задолженность предприятий отрасли составляла 10,1 млрд грн. и 9,4 млрд грн. соответственно, то спустя пять лет эти цифры увеличились до 13 млрд грн. и 14 млрд грн. соответственно.

 

Если в 2008 г. 30% жилых домов нуждались в капитальном ремонте, то теперь необходимо приводить в порядок 60% жилья. Пять лет назад в аварийном состоянии находилось более трети водопроводно-канализационных и тепловых сетей, сейчас менять надо половину коммуникаций.

 

Сколько денег потрачено на модернизацию отрасли за последние пять лет и что конкретно сделано — выяснить практически невозможно. Хотя в законе о реформировании ЖКХ сказано, что правительство должно ежегодно отчитываться перед Верховной Радой о выполнении этой программы и публиковать отчеты в СМИ, данная информация остается тайной за семью печатями.

 

Похоже, ни чиновники, ни депутаты не заинтересованы в том, чтобы общественность узнала, как на самом деле обстоят дела в жилищно-коммунальном хозяйстве.

 

"Какие могут быть результаты, если за время действия программы реформирования ЖКХ сменилось пять профильных министров? Нынешний министр Геннадий Темник назначен на эту должность только год назад. У каждого из них — свое видение реформирования отрасли", — говорит заместитель председателя общественной организации "Союз собственников жилья Киева" Михаил Березовчук.

 

Единственное, что удалось выяснить "ДС", — программа хронически недофинансировалась. К примеру, согласно закону о реформировании ЖКХ, в прошлом году государство должно было выделить на реализацию запланированных мероприятий 5,1 млрд грн.

 

Чиновники Минрегионстроя посчитали эту сумму явно недостаточной и подготовили бюджетный запрос на 14,9 млрд грн., включив в него объем средств, которые не были выделены по программе реформирования ЖКХ в предыдущие годы. Однако в госбюджете-2013 на модернизацию отрасли было предусмотрено менее 900 млн грн.

 

В бюджете этого года вообще не предусмотрены расходы на модернизацию объектов водо- и теплоснабжения, не заложена выплата субвенции на компенсации тарифной разницы, отсутствует статья расходов на финансирование развития городской инфраструктуры и т. д. Хотя по программе реформирования ЖКХ на 2014 г. должно быть заложено 2,6 млрд грн.

 

Государство обещает выделить 180 млн грн. на программу "Питьевая вода Украины", 100 млн — на освещение улиц и 200 млн — на капремонт и покупку лифтов. Этих средств явно недостаточно для того, чтобы улучшить состояние жилищно-коммунальной отрасли. К примеру, в Минфине подсчитали, что заложенных в бюджете-2014 денег хватит только на замену 537 лифтов, в то время как, по данным Минрегионстроя, сейчас не работает более 3 тыс. подъемников в жилых домах.

 

"Дефицит ресурсов, необходимых для нормального функционирования и продолжения модернизации сферы ЖКХ в этом году, составляет более 16 млрд грн.", — утверждает эксперт по вопросам бюджетного законодательства Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.

 

 

 

Деньги ищут за рубежом

Руководство Минрегионстроя считает, что финансировать модернизацию жилищно-коммунальной отрасли необходимо исключительно за кредитные средства. На днях Геннадий Темник заявил, что в нынешнем году начнется реализация шести проектов на общую сумму более 21,8 млрд грн., которые одолжат у международных финансовых организаций.

 

По его словам, кредиты готовы предоставить Европейский инвестиционный банк, Японское агентство по международному развитию, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Северная экологическая финансовая корпорация.

 

Однако обещанные правительством иностранные кредиты для ЖКХ могут оказаться мифическими. Например, в ЕББР не подтвердили информацию о предоставлении кредита в размере 31 млн евро на модернизацию систем теплоснабжения в 15 городах Донецкой области.

 

"У нас есть проект в Донецке по реконструкции городской системы теплоснабжения. Что касается сотрудничества с городами Донецкой области, то информация об этом может появиться за 90 дней до заседания Совета директоров ЕБРР, на котором будет рассматриваться данный вопрос. Пока мне об этом ничего не известно", — заявил "ДС" ведущий советник по внешним связям Европейского банка реконструкции и развития Антон Усов.

 

Шансов получить эти деньги очень мало, учитывая, что в последнее время ЕБРР сокращает финансирование проектов в Украине: в прошлом году вложения уменьшились на 12,2% — до 820 млн евро, а в 2012 г. — на 8,4% по сравнению с 2011 г. — до 934 млн евро. Не менее загадочная история и с Японским агентством по международному развитию: на сайте этой организации нет ни одного упоминания о сотрудничестве с Украиной.

 

"Заявления о миллиардных кредитах на модернизацию ЖКХ можно рассматривать в контексте предвыборной кампании 2015 года", — говорит экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. Ведь с некоторыми финансовыми организациями существуют только предварительные договоренности о предоставлении кредита.

 

Помимо международных финансовых организаций, власти хотят привлечь к обновлению отрасли частный капитал, в том числе и иностранный, предложив взять в концессию проблемные объекты ЖКХ. С 1 января 2014 г. вступили в силу изменения в закон №640-VII, который определяет особенности передачи в концессионное пользование объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности.

 

Два основных новшества — обязательность проведения конкурса и расширение списка потенциальных концессионеров юридическими лицами-нерезидентами.

 

Однако вряд ли эта отрасль заинтересует заграничных частных инвесторов, поскольку даже отечественные предприниматели, не понаслышке знакомые с особенностями ведения бизнеса в Украине, не торопятся брать в концессию предприятия ЖКХ. Закон "Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности" был принят в октябре 2010 г.

 

За прошедшие с тех пор три года предприниматели взяли в управление не более 1% предприятий отрасли. Такая непопулярность этого вида бизнеса объясняется отсутствием нормальных рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере. Да и позитивные примеры концессии или аренды данных предприятий назвать сложно.

Не стоит ожидать, что в ближайшее время появится много желающих побороться за то, чтобы взять в управление коммунальные теплосети или водоканалы, да еще вкладывать средства в их модернизацию. "Иностранные инвесторы не доверяют Украине из-за коррупции и очень нестабильного законодательства, непростой финансовой и политической ситуации. Хотя именно их появление очень желательно для отечественного ЖКХ", — говорит директор Института города Александр Сергиенко.

 

Еще одно важное условие для прихода иностранного капитала — возможность самостоятельно устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги с целью получения прибыли. Эта схема обкатана в России — концессионер первым делом повышает тарифы, а затем из полученной прибыли выделяет средства на техническое перевооружение производства. Но в Украине расценки на ЖК-услуги давно являются политической категорией, которой власти регулярно манипулируют перед выборами.

 

Как модернизировать ЖКХ

Точечные проекты, которые реализуются в некоторых украинских городах за счет кредитных денег, вряд ли способны коренным образом повлиять на общую ситуацию в отечественном ЖКХ.

 

Необходимо как минимум разработать единую стратегию модернизации всей отрасли, определить стоимость ее реализации и, естественно, найти деньги. Сейчас же отраслевые эксперты не могут даже прийти к единому мнению: в какую сумму обойдется техническое переоснащение отечественной "коммуналки". К примеру, экс-министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк утверждает, что на модернизацию ЖКХ необходимо около 700 млрд.

 

Его коллега по Верховной Раде, председатель комитета по вопросам строительства, градостроения, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики, коммунист Спиридон Килинкаров говорит, что для этого надо намного меньше денег — порядка 150 млрд грн. По данным Кабмина, на модернизацию ЖКХ необходимо найти 400–450 млрд грн., а согласно подсчетам Нацкомиссии регулирования энергетики — 250 млрд грн.

 

Очевидно, что для системных преобразований в отрасли нужен один программный документ. Ныне, помимо практически провалившейся Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009–

2014 гг., существует около десятка программ, которые затрагивают эту сферу, но также хронически не выполняются. В программном документе следует четко расставить приоритеты, запланировать очередность выполнения тех или иных работ. Например, в утвержденной в конце прошлого года правительственной Программе модернизации систем теплоснабжения Украины на 2014–2015 гг. говорится, сколько котлов надо модернизировать, сколько перевести на твердое топливо или электричество, сколько установить модульных котельных и так далее.

 

Однако специалисты уверяют, что модернизацию теплоснабжения следовало бы начать с другого. "Вначале необходимо утеплить жилые дома, установить счетчики. Именно в секторе потребления можно достичь быстрых и максимально эффективных результатов. Лишь после этого надо ставить вопрос о ремонте и замене магистральных сетей, оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий", — говорит Алексей Кучеренко.

 

Если же начать с установки суперсовременных энергосберегающих котлов, то эффект от этого будет незначительным, поскольку потери в теплосетях в среднем по Украине составляют 45%, а в некоторых городах достигают 75%. Затем до 60% оставшегося тепла теряется из-за неудовлетворительного технического состояния жилых домов.

 

Источник: ДеПо

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я