Економіка О чем молчит Минфин

О чем молчит Минфин

354
0

 Подготовленные Министерством финансов изменения в Налоговый кодекс, которые были громко объявлены реформами, на деле оказались увеличением нагрузки на доходы простых граждан и предприятий, которые и так находятся в тяжелейшем положении из-за обесценивания гривны

 Подготовленные Министерством финансов изменения в Налоговый кодекс, которые были громко объявлены реформами, на деле оказались увеличением нагрузки на доходы простых граждан и предприятий, которые и так находятся в тяжелейшем положении из-за обесценивания гривны, войны на востоке Украины и, как следствие, под давлением растущей безработицы и социального напряжения в обществе.

Напомним, 15 сентября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Власти заявили, что вносят на рассмотрение Верховной Рады пакет экономических реформ и принятие соответствующего законопроекта позволит остановить спад в экономике и обеспечит ее рост. Однако даже поверхностное знакомство с правительственными инициативами оставляет гнетущее впечатление. Как известно, слово «реформа» означает некие преобразования, направленные на улучшение работы той или иной сферы общественно-производственных отношений. Суть предложенной «реформы» сводится к повышению налогов для наименее защищенных слоев населения и отказ от поддержки промышленных отраслей, которые до сих каким-то чудом не дают украинской экономике окончательно утонуть, сообщают Экономические Известия.

 

Для начала Минфин предложил обложить налогом на недвижимость всех без исключения граждан. Напомним, что когда этот налог вводился в 2012 году, то его платили только владельцы квартир, жилая площадь которых превышает 150 кв. м., и домов с площадью свыше 250 кв. м. Для остальных была так называемая нулевая ставка. Теперь же предложено, чтобы живущие в хрущевках пенсионеры и учителя тоже отстегивали ему в бюджет со своих нищенских пенсий и зарплат. Причем платежи будут взиматься не с жилой, а с общей площади – то есть отстегивать придется больше. Не забыл премьер и про военный сбор. Как известно, в июле его ввели до конца текущего года в размере 1,5% от доходов граждан на финансирование АТО. Теперь этот сбор будет действовать и в 2015 году – если Верховная Рада согласится с данным предложением правительства.

 

Напомним, что по инициативе правительства в нынешнем году для украинцев уже был введен налог на банковские депозиты. Таким образом, продолжается практика удушения собственных сограждан путем все новых поборов а также повышения ставок существующих. Если учесть, что по оценкам Организации Объединенных Наций в Украине за чертой бедности находится 78% населения, которое тратит менее 17 долл. в день на потребительские нужды – в данном контексте инициативы не просто аморальны. Они преступны. Поскольку никто не отменял положения Конституции Украины, ее Основного Закона, запрещающие правительству принимать решения, направленные на ухудшение социально-экономического положения граждан.

 

Особый цинизм «реформаторству» придают его инициативы освободить от уплаты налога на прибыль предприятия по добыче нефти и газа — если они будут заниматься бурением новых скважин, а не просто качать ресурс из существующих. Ведь как власть объясняет необходимость введения налога на недвижимость для всех граждан, включая обитателей «хрущевок» – у нас нет иного выхода, казна пуста, а нам надо как-то платить пенсии и пособия. Тоже самое относится и к военному сбору: казна пуста, а оборону страны надо укреплять. И в тоже время казна пуста, а некоторым бизнесменам предлагается разрешить не платить налог на прибыль – один из основных источников наполнения госбюджета.

 

Любопытно, что целью принятия данного законопроекта №5079 объявлено улучшение условий ведения бизнеса в Украине. При этом документ предусматривает введение авансовых платежей за недропользование: т.е. та самая порочная практика, против которой всегда активно выступали не только украинские предприниматели, но и представители крупного западного бизнеса из влиятельной Европейской бизнес-ассоциации. Ведь совершенно очевидно, что если предприятие еще не успело заработать денег, а с него уже требуют уплатить налог – это не очень способствует развитию как отдельно взятого частного бизнеса, так и экономики в целом. Не менее интересно, что среди приоритетных для правительства отраслей промышленности в новом законопроекте не нашлось места горно-металлургическому комплексу – становому хребту украинской экономики, дающему 23-27% национального ВВП, свыше 40% всех валютных поступлений и обеспечивающего занятость более 700 тыс. человек.

 

Никто не спорит, что необходимо восстанавливать разрушенные за предыдущих 23 года украинский военно-промышленный комплекс и сельхозмашиностроение, включенные в число приоритетов. Да и о развитии информационных технологий в XXI веке тоже не грех подумать. Однако говорить, что эти направления станут новым локомотивом национальной экономики – это даже не смешно. И как минимум недальновидно отказываться от господдержки традиционных базовых отраслей, уверенно вытягивающих из кризиса всю страну. Это похоже на то, как если бы фермер перестал ремонтировать свой трактор а деньги, вырученные от продажи урожая, вложил в покупку нового «мерседеса». Ну допустим, пару раз он с шиком на нем проедет по сельской улице. А потом у него закончатся деньги на бензин. Новых поступлений не предвидится, т.к. трактор он не отремонтировал, засеять поле и собрать новый урожай нет возможности… Фермеру ничего не остается в таком случае, кроме как продавать «мерседес» – теперь уже с дисконтом. А что будет делать правительство Украины, если ставка на ВПК и сельхозмаш не даст ожидаемых результатов?

И советовался ли кто то с бизнесом? С теми, кому платить налоги? Секретарь Национального трехстороннего социально-экономического совета Александр Шубин в комментарии МинПрому отметил что вопрос дальнейших направлений налоговой реформы в Украины рассматривался на заседании Совета 15 сентября, однако сам проект закона на рассмотрение социальных партнеров не выносился. Министерство финансов представляло основные концептуальные направления реформ, для которых профсоюзы, и работодатели представили значительное количество замечаний и предложений, уточнил А.Шубин. «Совет решил сформировать рабочий механизм консультаций сторон социального диалога в процессе проведения налоговой реформы, ведь она напрямую влияет и на условия работы бизнеса, и на наемных работников. Работодатели, и профсоюзы выразили свое решительное намерение оперативно актуализировать свои предложения, получив окончательный законопроект правительства, и принять активное участие в его доработке», — сказал А.Шубин.

 

В то же время эксперты не разделяют оптимизма государственных чиновников. И от идей Минфина откровенно не в восторге. «Безусловно не способствует налаживанию здорового делового климата в Украине тот факт, что в течение всего 7 месяцев деятельности этого правительства налоговое законодательство меняется уже третий раз. Даже по Бюджетному кодексу предусмотрено, что такие изменения могут происходить только 1 раз за бюджетный период, в противном случае вся система финансового обеспечения государства приходит в состояние хаоса», — подчеркнул собеседник издания, представляющий одну из отечественных бизнес-ассоциаций. Да, можно списывать такие шараханья на военное положение и экономический кризис, но это не дает инвестору ответ на вопрос, как ему планировать свою работу, отмечает еще один собеседник МинПрома.

 

«Какой объем налогов закладывать в финансовый план? Как инвестировать в бизнес, степень рентабельности которого не может предсказать даже экстрасенс? Примером может быть изменение уровней налогообложения добычи недр — что уже на бумаге изменились дважды за последнее время, производства автомобильной техники на территории Украины — трижды за последние 1,5 года, не говоря уже про алкогольный и табачный бизнес», — подчеркнул эксперт. По его словам, непонятным является дифференцированный подход, который законодатель применяет в рамках одного вида налога к различным видам товаров.

 

Так, добыча нефти облагается одним образом, железной руды — вторым образом, марганцевой или титановой — третьим образом. «Фактически, через различные подходы один и тот же налог для разных видов бизнеса приобретает совершенно разное содержание. Возникает вопрос: действительно ли документ содержит 9 видов налогов, или под ними фактически зашифровано множество дискриминационных фискальных подходов? Совершенно диким образом облагается налогом деятельность кафе и ресторанов через налог на коммерческую недвижимость и т.д. Хочется спросить, кто-нибудь в правительстве вообще просчитывал эти новеллы, или нет?!», — эмоционально подчеркнул один из собеседников издания.

 

Таким образом, вывод следует печальный: с таким подходом к регулированию экономической деятельности Украина не выберется из кризиса в обозримом будущем. И дело здесь совсем не в военных действиях на востоке страны. Если все «реформы» правительства сводятся к ухудшению положения граждан и бизнеса, кроме приближенного к власти — так может, лучше их вообще не проводить?

 

Источник: minprom

 

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я