Новини Куда исчез миллиард прибыли из Администрации морпортов

Куда исчез миллиард прибыли из Администрации морпортов

455
0

Журналисты раскрыли схему вывода денег из государственного портового оператора, заказавшего дноуглубительные работы по ценам в несколько раз выше, чем во времена Виктора Януковича.

Администрация морпортов Украины (АМПУ) – самое прибыльное государственное предприятие страны. В 2014 и 2015 гг. чистая прибыль ГП измерялась миллиардами гривень. АМПУ аккумулирует деньги, которые зарабатывают полтора десятка государственных морских портов страны, и понятно, что такой актив не мог остаться без повышенного внимания кураторов отрасли, передает facenews.ua.

В 2014 г. главой Администра­ции морпортов Украины стал Андрей Амелин. Формально для отрасли Амелин свой человек. В свое время он с братом основал экспедиторскую одесскую компанию «Карготранс», но по факту является человеком, прошедшим по протекции одной влиятельной персоны из окружения бывшего премьера. До прихода в АМПУ Амелин руководил ООО «Ни­ко­лаевский сахарный завод», чьим учредителем была Ирина Иван­чук – жена нардепа от «Народ­ного фронта» Андрея Иванчука. Последний считается серым кардиналом этой политической силы и близким другом бывшего премьер-министра Ар­се­ния Яценюка.

Новое руководство АМПУ быстро нашло простой способ потратить большую часть прибыли, которая скапливалась на счетах ГП. Согласно планам в прошлом году, которые озвучивали в Минэкономики, по итогам работы крупнейших госпредприятий за три квартала 2015 г. прибыль АМПУ должна была составить 3,35 млрд грн. Но, согласно финансовому отчету, размещенному в начале 2016 г. на сайте Мининфраструктуры, по факту прибыль ГП в минувшем году составила всего 1,51 млрд грн. Из которых треть компания заплатила государству в виде дивидендов. Как был уменьшен размер общей прибыли и, соответственно, дивидендов? Осенью 2015 г. руководство ГП решило провести масштабные дноуглубительные работы в ряде морских портов, которые находятся в его управлении.

По данным «Вестника госзакупок», АМПУ заказала эти работы у ООО «Техморгидрострой Никола­ев». Эта фирма принадлежит местному бизнесмену Алексею Буш­труку, который является учредителем еще нескольких николаевских компаний, также занимающихся дноуглубительными работами. Вопросы к подрядчику появились совсем по другому вопросу – цене, которая очень понравилась заказчику в лице государственной Администрации морпортов. На двух тендерах в июле и августе 2015 г. ведомство Амелина заказало дноуглубительные работы в акватории Бердянского и Мари­упольского портов по цене 132 грн. за 1 куб. м (заказы обошлись в 290 млн грн. каждый). А в 2016 г. АМПУ заказывала такие услуги, уже исходя из расчета 179 грн. за кубометр. В феврале прошел еще один тендер на те же самые работы на сумму 712 млн грн.

Интернет-издание «Нашi гро­шi» привело сравнительную таб­лицу, построенную на основании данных госзакупок аналогичных работ на протяжении последних лет, из которой следовало, что цены на дноуглубление образца 2015-2016 гг. в три-четыре раза выше, чем были во времена Виктора Януковича. «В 2012 году правительство Азарова утвердило проект «Реконструкции морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам порта». И именно так звучит название нынешнего конкурса. В ценах февраля 2012 года было утверждено, что выемка 14,33 млн кубометров грунта будет стоить 1,14 млрд грн. То есть «азаровцы» планировали извлечь со дна в четыре раза больше почвы за почти те же деньги», – сказано в расследовании. На основе этой информации Центр противодействия коррупции обратился в Государственную финансовую инспекцию и предоставил дополнительную информацию о возможных нарушениях. Первый заместитель председателя Госфининспекции письмом от 28 апреля 2016 г. сообщил, что в результате проверки действительно нашли ряд нарушений. «Документация конкурсных торгов заказчика содержала дискриминационные условия. Кроме того, заказчиком не отклонены предложения участников ЧП «Инфлот-Данубис Эйндженси» (второй участник конкурса) и ООО «Техморгидрострой Николаев» в связи с несоответствием квалификационным критериям и условиям документации конкурсных торгов. Также ЧП «Инфлот-Данубис Эйндженси» для проведения работ планировало привлечь два морских землесоса, плавающих под флагом Российской Федерации, которые приписаны к портам этого государства. Вместе с тем ООО «Тех­моргидрострой Николаев» предоставило банковскую гарантию банковского учреждения, находящегося в стадии ликвидации», – говорится в заявлении Центра противодействия коррупции. Госфининспекция по результатам установленных нарушений предложила АМПУ воздержаться от заключения договоров с ООО «Техморгидрострой Николаев», однако эти предложения глава АМПУ Амелин проигнорировал и подписал договор по итогам проведенного ранее тендера.

В самом ГП «Администрация морских портов» баснословные цены на дноуглубление, которое обойдется ему в несколько миллиардов гривень и съест большую часть чистой прибыли, зарабатываемой всей портовой отраслью страны, объясняют по-разному – и инфляцией, и ростом цен на дизельное топливо и фрахт. Однако на все это есть один контраргумент – все эти затраты за прошедшее время не выросли в цене в три с половиной раза, как стоимость заказанных работ. Не в пользу АМПУ говорят и цены на аналогичные услуги у других госзаказчиков. К примеру, ГП «Дельта-лоцман» в октябре 2015 г. заказало подобные услуги у ГП «Укрводпуть» на 43% дешевле – по 102 грн. за куб. м.

Вопрос по руководству АМПУ сейчас находится в Кабмине и СБУ, куда свои выводы весной 2016 г. передала Госфин­инспекция, но информации об их реакции на происходящее пока нет.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я