Економіка Конституционная реформа или конституционный переворот

Конституционная реформа или конституционный переворот

359
0

Под благородным предлогом и видом "децентрализации" – ради выполнения минских соглашений, – в стране готовится настоящий конституционный переворот, считают эксперты.

Под благородным предлогом и видом "децентрализации" – ради выполнения минских соглашений, – в стране готовится настоящий конституционный переворот, считают эксперты.

 

Конституция Украины. Архивное фото

 

Конституционная реформа на Украине — в процессе: парламент готов рассматривать внесенный президентом Петром Порошенко проект изменений в Основной Закон в части децентрализации.

 

При этом, общественного и экспертного обсуждения столь важного вопроса практически не было, не вполне понятно даже, кто именно готовил проект. "Плюсы" тонут в "минусах" В чем положительные и отрицательные стороны проекта? Если говорить о "плюсах", то эксперты указывают на два момента.

"Первый: наконец-то в Конституции, по крайней мере, собрались прописать административно-территориальное устройство, поскольку оно у нас до сих пор регулируется не только Конституцией, но и, насколько я помню, решением Президиума Верховного Совета УССР.

 

Второй: у прокуратуры забирают функцию общего надзора над соблюдением прав граждан. В принципе, на этом с позитивными моментами все закончилось. Что касается негативных моментов, то их просто дикое количество", — сказал РИА Новости Украина эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. По его словам, начать следует с того, что "многие положения изменений между собой никак не связаны вообще".

 

По его словам, начать следует с того, что "многие положения изменений между собой никак не связаны вообще". Например, по административно-территориальному делению существует только три иерархических субъекта. Это община, район и регион. Тем не менее, в статье 85 говорят о том, что Верховная Рада может изменять границы областей, районов, поселений, общин. Но областей и поселений уже как бы не будет", — отметил эксперт.
 

 

Суперцентрализация власти Гаврилечко также указал на "установление очень четкой вертикали, которая будет исполнять команды двух центральных органов власти — президента и премьера — посредством системы префектов, которые на местном уровне получают всю полноту власти и которые вообще никак неподконтрольны и ничем не отвечают перед населением, перед общиной". "Когда речь идет о том, что акты, издаваемые органами местного самоуправления, должны исполняться на территории общины, то ничего подобного не будет, потому что любой префект может по своему усмотрению может остановить выполнение любого акта…", — сообщил эксперт.

 

Он объяснил, что ни одно действие местного совета не будет реализовано без согласования с префектом.

 

"Возникает резонный вопрос: а зачем тогда, в принципе, органы местного самоуправления, если сами по себе они ничего решать не смогут? Это не децентрализация, это не пеередача власти в регионы, это, наоборот, суперцентрализация и ликвидация всяких властных полномочий на местах. Потому что возможности пользоваться возможностью осуществлять свои функции исполнительной власти на местах местные общины будут просто лишены", — подчеркнул Гаврилечко.

 

Вся власть – префектам Но даже с отнимаемой у прокуратуры функцией надзора не все так просто, считает руководитель общественной организации "Публичный аудит" Максим Гольдарб. По его словам, эта функция, фактически, передается префектам. "Европа 20 лет ругает Украину за то, что прокуратура имеет эту функцию общего надзора. Общий надзор заключается в надзоре прокурора за соблюдением и применением закона – всеми. Считайте, что его (надзор – ред.) взяли и перенесли из прокуратуры в штуку под названием "префектура". Причем, усилили, потому что в последнее время прокурор не в праве был своими протестами и другими документами прокурорского реагирования приостанавливать действие нормативных актов", – сказал Гольдарб РИА Новости Украина.

 

По мнению эксперта, объяснить это можно только одним: "желанием создать крепкую президентскую модель под конкретного человека".

 

А Юрий Гаврилечко отметил малоизвестный факт: по его словам, месяц тому назад в парламент была подана бюджетная резолюция, и в документе был заложен "префектный принцип распределения бюджета".

 

"То есть Минфин еще до того, как изменения (в Конституцию – ред.) стали понятны, предлагал выделение средств префектам. Возникает вопрос: кто готовил эти изменения, почему о них знали в Минфине, но не знали ни общественность, ни эксперты?", — задал он риторический вопрос. Конституционный переворот Под видом конституционной реформы в стране готовится… конституционный переворот, сказал директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

 

По его словам, президент решил под прикрытием красивых слов о "децентрализации", под прикрытием будто бы реализации минских соглашений, обеспечить себе полный контроль над местным самоуправлением. "В чем суть изменений? Президент фактически предлагает нам ликвидировать областные и районные госадминистрации, просто поменяв вывеску и назвав это офисами префектов, а их руководителей – префектами. При этом, президент пытается получить экстраполномочия влияния на местные общины, на местные советы", — сказал Бортник. Эксперт говорит, что для этого будут использованы два инструмента: право роспуска местных советов в случае, если их решения противоречат конституции. При этом президент будет подавать иск в Конституционный суд, который может очень долго рассматриваться: "таким образом, президент получает неограниченные возможности давления на эти местные советы".

 

Блеф и профанация

 

Второй инструмент — право префекта останавливать решения местных советов и их органов в сфере местного самоуправления с последуюшей подачей исков в суды (а суды могут их рассматривать годами)

 

Эксперт отметил, что "все это приведет к тому, что работа органов местного самоуправления станет намного коррупционнее и подковернее, нежели сейчас, потому что любое решение руководители местных советов и исполнительных органов вынуждены будут предварительно тайно согласовывать с префектами, чтобы они потом не останавливали эти решения".

 

"Здесь есть только попытка обеспечить дополнительный контроль над ресурсами, совершить своего рода конституционный переворот, превратить нашу страну из парламентско-президентской в де-факто президентскую республику", — констатировал Бортник.

 

С этим согласился Максим Гольдарб, отметивший, что на самом деле "никакие полномочия этими изменениями в Конституцию на места не передаются, нет такого". "Это все блеф и профанация. Единственная цель нынешней власти, преследуемая этой инициативой по изменению Конституции – это создание президентской республики", – сказал Гольдарб.

 

И добавил: "Мое личное мнение: статус президента в Украине дискредитирован. Всеми без исключения президентами".

 

Зачем менять Конституцию? Гольдарб процитировал высказывание Черчилля, сказавшего: "Если нашему королю не нравится наша конституция, мы меняем короля, а не конституцию". "Скажите, а что плохого в нашей Конституции в той редакции, в какой она существует? Что в ней опасного для нашей страны? Кто-то из нынешних реформаторов объяснил, чем она так плоха, почему так срочно, оставив все остальные дела, нужно бросать весь административный потенциал на то, чтобы срочно провести изменения в Конституцию.

 

Что случилось, чем она плоха?", — задал вопрос эксперт. И напомнил, что в 1996 году даже представители Венецианской комиссии "дали заключение, что это одна из самых прекрасных, гармоничных, выписанных правильно, демократичных Конституций в Европе". Да и мировой опыт показывает, что к конституционным изменениям прибегают только в самом крайнем случае. Сейчас в качестве повода власти указывают на войну, на ужасную ситуацию, когда "пошел брат на брата" — для решения этой проблемы и необходима децентрализация, отметил Гольдарб.

 

Однако никакой реальной децентрализации не будет, поскольку полномочий на местах не добавится. На самом деле — "предпринимается попытка создания президентской формы правления, ни больше, ни меньше". По его мнению, у инициаторов создания президентской республики достаточно рычагов давления, чтобы парламент пошел у них "на поводу".

 

А Руслан Бортник высказал предположение, что проект, скорее всего, проголосуют в первом чтении — "226 голосов в парламенте найдется". Но очень сомнительно, отметил эксперт, что его примут конституционным большинством.

 

Источник: rian

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я