На голову Новини Информационные войны: как манипулируют нашим сознанием

Информационные войны: как манипулируют нашим сознанием

281
0

Философ Марья Нестерова о том, как бороться с потоком полуправды и откровенной лжи

В октябре в coworking-пространстве INVERIA flow space состоялась лекция кандидата философских наук Марьи Нестеровой, организованная международным фондом Open Ukraine, пишет ЛІГА.net 

Тема: что такое информационные войны и как избежать манипуляций сознанием. “В информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду. Он ограничен правдой. Лжец может нести все что угодно”, – говорил американский писатель-фантаст Роберт Шекли. Как научиться понимать, где правда, а где ложь, как защитить себя от манипулятивного воздействия информации и достичь истинно целостных знаний?

 

Информационная война – целенаправленные действия по достижению политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня. Осуществляется посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, которая необходимым образом воздействует на гражданское население, власти или вооруженные силы противостоящей стороны. Главная ее особенность в том, что она непрерывна и может проводиться в мирное время.

 Экскурс в историю

Основная мишень информационной войны – сознание человека. Впервые о ней, как о способе влияния на противника, упомянул советник по науке министерства обороны США и Белого дома Томас Рона в 1976 году. Считается, что первым примером применения тактики информационных войн был кризис в Персидском заливе в 1991 году. Но на самом деле ее использовали гораздо раньше – во время войны во Вьетнаме. Тогда в американских СМИ, рассчитанных на жителей США, гражданское противостояние называли “умиротворяющей операцией”.

Этапы развития информационной войны

1. Начало 1990-х годов: группа ученых Университета ВВС США, моделируя войны будущего, сформулировала требования к такой войне. Они отметили, что самое слабое место на поле боя – мозг человека. Американские ученые подсчитали: чтобы убить одного противника во время войны во Вьетнаме, требовалось около $400 000, тогда как переубедить его ментально – всего $125.

2. Конец 1990-х (технический этап): Дж. Аркиллой впервые фундаментально осветил проблемы информационной стратегии, кибервойны, сетевой и информационной войны. Считается, что Северная Корея – самая неуязвимая страна, поскольку она не встроена в глобальное киберпространство.

3. 2000-е годы: территориальные войны стали экономически невыгодными, помимо военных операций практики-военные начали заниматься операциями влияния.

4. Наше время: в киберпространстве ведутся постоянные войны.

 Для чего и как возникают информационные войны

Главный инструмент информационной войны – визуальное влияние и манипуляция. Самое ужасное – в современных войнах нет “откровенной лжи”. Главная задача государственных ведомств по информационной безопасности – не допускать ее распространения. В современных войнах активизировался переход от геополитики к ноополитике – работе с образами и смыслами. Через СМИ у общества формируют положительное или отрицательное отношение к внешней и внутренней политике государства, имиджу идей и пропаганде моральных ценностей. Другими словами, создается позитивный или негативный бренд страны.

 Главная задача – подорвать национальные ценности

Для проведения успешной информационной войны важно не только понимать фундаментальные ценности противника (архетипы общества), но и правильно на них воздействовать, общаться с разумом противника на вербальном и невербальном языке. Ключевое в манипуляциях – нельзя сразу навязывать обществу чуждые им ценности. Например, когда распался СССР, людям не говорили, что страны будут развиваться по принципам капитализма (ранее вражеского Союзу общественного строя. – Ред.), а заменили более “мягкими” понятиями – переход к рыночной или свободной экономике. В данном случае акцент сделали на простых ценностях: свободе личности и выборе каждого, развитии и открытых границах.

 Подмена понятий – работа с архетипами

Работа с архетипами происходит через постепенную смену культурного кода нации. Главные его составляющие – язык, традиции, сказки, мифы, музыка, живопись конкретного региона или народа. Самый простой способ влиять на культурный код нации и стран – воздействовать на детское сознание и манипулировать им с помощью визуального контакта. Мультфильмы, музыка, компьютерные игры, новые герои – то, что напрямую влияет на формирование культурного кода и будущей жизненной стратегии. С взрослыми все немного сложнее – у них уже есть некоторый жизненный опыт и убеждения. Подмену культурного кода осуществляют с помощью классической технологии – “окна Овертона” (“окно дискурса”). Это концепция наличия рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях с точки зрения общественной морали. 

С его помощью можно радикально поменять отношение общества к какому-то совершенно неприемлемому факту. Например, каннибализму. Первое, что нужно сделать, – внести это понятие в информационное поле общества. Сначала оно будет отторгать и не принимать информацию. Следующий этап – появятся защитники, которые станут оправдывать этот факт. После этого каннибализм станет если не оправданным, то вполне понятым понятием. Дальше акцент сместится на сторонников каннибализма и поддержание их позиции. В итоге этическая сторона проблемы размывается. Уже запущенным процессом воспользуются те, кому выгодно преподнести каннибализм как одобряемую норму.

 Визуальное влияние и манипуляция

Если говорить о манипуляциях и информационном воздействии, очень важно наладить визуальный канал. В современном мире с расширением информационного поля этот эффект постоянно усиливается. Один из самых мощных механизмов влияния “визуального присутствия” – прямое включение с места событий. В таком случае возникает ментальный перенос и чувство сопричастности с тем, что ты видишь. Кроме этого, очень часто используют эффект управления толпой.

Механизмы управления (социального заражения):

– использование клакеров (публика, которая задает определенный формат):

 

  • pleureuse – по сигналу рыдают;
  • bis-seu – в исступлении кричат bis;
  • rieur – заразительно смеются;

 – флешмобы – работает момент единства общества;

– сетевые войны и институт блогеров в соцсетях.

 Влияние соцсетей на общество: троллинг-буллинг-моббинг

Государству сложно контролировать киберпространство. Изначально влияние соцсетей на общество происходило посредством моббинга (стадное поведение у животных. – Ред.). Сейчас его широко используют психологи в значении коллективной травли нежелательного члена общества посредством обзывания, непристойных шуток, сплетен. Все чаще встречается буллинг – психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Что интересно, травят только определенные люди или сообщества (например, на работе, в политике, бизнесе). Основные признаки этих методов – неравенство сил агрессора и жертвы. И последний способ влияния – всем известный троллинг. Это публикация провокационных статей или высказываний для развития конфликта между пользователями. Часто сопровождается взаимными оскорблениями и издевательствами.

Как люди становятся частью толпы?

Французский психолог Гюстав Лебон в своей работе “Толпа: исследование массового сознания” отметил, что толпа – это больше, чем всего лишь сумма ее участников, – это самостоятельный организм. У нее есть свой образ и воля, ее поступки зачастую идут вразрез с намерениями участников. Толпа может быть храброй, трусливой или жестокой, но мудрой – никогда. Кроме этого, в понятие толпы Лебон включает не только примеры коллективной дикости, такие как суды Линча или мятежи, но и любой тип общественного объединения, принимающего решения (суд присяжных, парламент). Почему толпа всегда деградирует? По данным исследований, ее суммарный интеллект очень низкий. Например, человеку сложно сойти с ума в одиночестве, а вот в коллективном пространстве – запросто. Основная причина – эффект сопричастности, единомыслия. 

Когнитивные формы поведения толпы:

– теория габитуса – привычка, доведенная до автоматизма, укореняется в теле человека. Очень часто мы сталкиваемся не с людьми или объектами, а с тем, как мы их когда-то себе представляли;

– эффект стадного чувства (основной механизм влияния – чувство безопасности).

Такие модели поведения приводят к социальному конформизму – стремлению быть в стае. С помощью этого механизма можно достичь у общества пиковых эмоциональных показателей (чувство патриотизма). Человеку сложно сопротивляться общей эйфории, поскольку при этом ему нужно бороться с биологической природой. Поэтому важно научиться разграничивать подъемы высокого духа и одержимость ложными мифами, делать все осознанно и стараться не быть частью толпы.

 Информационные войны vs войны мудрости

В современном мире важна не информация, а знания. От информационного шума еще можно как-то защититься, а от войны знаний (войны мудрости) – очень сложно. Существует даже понятие управление знаниями. Предполагается, что те, кто обладает властью, владеют целостными знаниями, а у толпы они накапливаются в форме калейдоскопа (мозаичное мышление). Важно знать, что разнообразие источников информации создает лишь иллюзию образованности и информированности, но ни в коем случае не формирует целостных знаний. А механизмы современных информационных войн направлены именно на то, чтобы они не достались обществу. Так легче им управлять. 

Философ Бертран Рассел задался вопросом, как нам выжить в разрушающемся информационном мире. Чтобы это понять и сформировать целостные знания, он предлагает ответить на 6 коротких вопросов: где мы? что мы делаем? как мы это делаем? почему мы это делаем? кто мы? зачем мы существуем? Ответив на них, вы сможете составить ядро своей личности, и вам будет намного проще избегать манипуляций сознанием.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я