Новини Дорогая дорога: все, что вы должны знать о наших автодорогах

Дорогая дорога: все, что вы должны знать о наших автодорогах

333
0

По скромным подсчетам дорожников, нашему региону необходимо минимум 3,4 млрд грн в год для реанимации и содержания автодорог. Сегодня около 80% дорог Харьковщины требуют ремонта.

Минимум в три миллиарда

Братья Сергей и Анатолий Лесняк из Харьковщины минимум два раза в месяц ездят навестить мать в соседнюю Сумщину. Каждый раз направляются через печально известную трассу Р-46 Харьков – Ахтырка.

– Годами здесь ездим и мучаемся. То, что можно было проехать за 40 минут, едем полтора часа Когда же ее наконец сделают ?! – Бросает безнадежно риторический вопрос Анатолий, остановившись на обочине этой дороги и постукивая ногой по колесу машины.

Братья неоднократно видели на этой трассе, как машины ломались посреди дороги, как взлетали колпаки или колесо! Да и сами влетали в ямы, которыми изобилует Р-46. Тогда их машины карабкались своими пузами о асфальтобетон (или скорее то, что от него осталось), а мужчины слали проклятия то ямам, то чиновникам, которые должны хоть что-то сделать, пишет avtovod.org.ua

И вот, водителей, которым «повезло» проехаться не только по этой трассе, наконец услышали. Дорожники страны во главе с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом в этом году анонсировали борьбу с украинским бездорожьем.

Пообещали, что бюджет Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») в 2017 году может составить 35-40 млрд грн (в принятом в первом чтении проекте Госбюджета на 2017 год “Укравтодора” предусмотрено выделить 14 млрд грн). Кроме того, есть надежда, что большую часть этих денег в следующем году получат южные и восточные области, в том числе и Харьковская.

Работы немало. Как заверил в разговоре с «СК» первый заместитель начальника Службы автомобильных дорог в Харьковской области Сергей Пляка, до 80% дорог области ждет текущий средний ремонт, ведь ямочный ремонт ситуацию уже не спасет.

Деньги на ремонт харьковская САД, которая является балансодержателем дорог общего пользования и заказчиком на выполнение всех работ, получает из нескольких источников. Первое и основное – государственный бюджет, который в свою очередь деньги на дорожную отрасль получает от акцизной платы, в частности, по продаже Нефтепродуктов, на ввоз резины на автомобилв и т.

Поскольку у нас отсутствует дорожный фонд с защищенной статьей финансирования ремонтов дорог, то сейчас все, что собирается с этих акцизов, направляется в общую корзину государства и распределяется по различным статьям. В качестве примера, в прошлом году Харьковщина собрала акциза по продаже нефтепродуктов 1,3 млрд грн, но на ремонт дорог на начало года получили только 130 млн грн, то есть 10%. В САД посчитали минимальные потребности дорожной отрасли нашей области на 1 января этого года. Получилось 3,4 млрд грн.

Годами из государственного бюджета финансировалось 7-8% от минимальной потребности дорожной отрасли области. Поэтому сейчас вся областная сеть дорог в ужасном состоянии.

 По дороге на село

В этом году набирает обороты и другой источник денег на дороги – местные общины. После внесения изменений в законодательство появилась возможность привлекать средства местных советов на ремонт дорог общего пользования. В прошлом году это было 18 млн грн, а в этом уже – 40 млн грн. И это, уверяет Сергей Пляка, еще не окончательная сумма.

 – Большинство средств напрямую заходят от сельских и поселковых советов. Вот, например, Бригадировский сельсовет выделил на дорогу Балаклея-Бригадировка 812 тыс. грн. И таких объектов сегодня до сотни, – говорит Сергей Пляка, листая бумаги с перечнем дорог по районам.

По его словам, на 17 октября во всей области выделено 44,7 млн грн из местных бюджетов. Самые активные районы в этой работе: Харьковский район – выделил 9,9 млн грн, Балаклейский район – 9,8 млн грн, Дергачевский – 8,3 млн грн, Изюмский – 3,7 млн грн, Богодуховский – 2,8 грн, Чугуевский – 2,1 грн, Первомайский – 1 млн грн, Краснокустький район – 900 тыс. грн, Двуреченский – 800 тыс. грн. Сколько дорог удалось отремонтировать в районе на эти деньги, подсчитать трудно, ведь в каждом районе есть свои особенности: кто-то выбирает ямочный ремонт, кто-то капитальный. И, к сожалению, эти малые суммы пропорционально отражаются на конечном результате. Например, дорога Красноград – Сахновщина – Изюм – Двуречная – КПП Пески имеет 274 км. А условно в Красноградском районе на нее выделили 300 тыс. грн. Процент ремонта в таких условиях мизерный.

Поэтому в районах пытаются бросить деньги на проблемные участки дорог, на основные дороги въезда в райцентр, а в этом году еще и пытались максимально предоставить внимания школьным маршрутам.

В рамках реформирования дорожной отрасли ожидается, что местные дороги, а их на Харьковщине 7,3 тыс. км, перейдут в районное подчинение. Поэтому дороги местного значения будут на балансе и на контроле у местных властей.

Соответствующие законодательные изменения уже приняты в первом чтении.

Сергей Пляка рассказывает, что инициируют ремонты дорог в своей местности и фермерские хозяйства на селе. Они или покупают материал, а автодоровцы затем выполняют работы, или своими силами делают ремонты. Так можно, уверяют в САД, главное, чтобы исполнитель работ имел лицензию и придерживался утвержденной государственной технологии. Как это недавно сделали в Золочевском районе.

Среди прочего, ремонтировать наши дороги мы можем еще и за счет средств международных финансовых организаций. Этот источник не использовался до сих пор, поэтому в этом году в области начинается большой пробный проект реконструкции автодороги М-03 Киев – Харьков – Довжанский за счет денег Всемирного банка. Кабмин уже утвердил рабочие проекты на два участка реконструкции: одна на 25 км от границы с Полтавской областью в обход города Валки, и вторая – сделать дорогу в обход Валок.

В САД Харьковской области поделились с «СК» актуальной информацией о том, что сейчас делается на дорогах региона. Согласно технической документации, существует несколько видов ремонтов.

Строительство. Это появление новых дорог. К сожалению, в области четыре последних года ничего не строили. Ближайшее строительство – это обход города Валки.

Реконструкция, или кардинальное изменение дороги, когда ее переводят в другую категорию, повышают статус. Это предполагает изменение технических параметров. Например, предполагается реконструкция на дороге Киев – Харьков – Довжанский на участке от полтавского Чутово до Валок.

– Сегодня это проезжая часть 7-9 м, в хорошем состоянии, но второй категории. И она не справляется с той интенсивностью движения. После реконструкции усилится дорожная «одежда» той полосы. Изменятся технические параметры: увеличится допустимая скорость на ней с 90 км / ч до 130 км / ч, изменятся радиусы поворотов, уклонов, – объясняет Сергей Пляка.

Капитальный ремонт также предусматривает перевод в другую техническую категорию автодороги, это распространение действующей дороги, замена конструктивных элементов (земляное полотно, основа, покрытие), строение искусственных сооружений, например, замена на новую старой водопропускной трубы.

– Ближайший капитальный ремонт – это продолжение работ на Р-46 Харьков – Ахтырка по восстановлению путепровода через железную дорогу близ села Губаревка Богодуховского района. В этом году начинаем там работы, но в связи с тем, что необходимый перерасчет проекта, делали давно – имеем задержку, – объясняет Сергей Пляка.

Текущий средний ремонт. Благодаря изменениям в законодательстве много работ, которые ранее относились к капремонту, сейчас дорожники могут выполнять за счет текущего. В качестве примера, в 2010-м так сделали кольцевую Харькова.

– В прошлом году мы начали такой ремонт дороги на Купьяськ, сделали там только километр в полном объеме и 9,7 км в нижнем слое с заменой основания, – говорит Сергей Пляка. – В этом году по этой дороге выполнили работ на 140 млн грн. Те 9,7 км, которые были в нижнем слое, прикрыли верхним. Кроме этого, отремонтировали более 20 км дороги с заменой основания, правда, только в одном слое асфальтобетона, но это позволит нам перезимовать. Если раньше из Харькова в Купянск авто ехали четыре часа, то сейчас – полтора. Да, дорога не вся идеальная, но проезд обеспечен. Из почти 70 км имеем 32 км нового покрытия.

Среди перспектив следующего года по текущему ремонту – участок от Купянска до границы с Луганской областью. В этом году на нее не хватает денег, разве что смогут обеспечить проезд.

В рамках текущего ремонта приходит в порядок и вышеупомянутая дорога Харьков – Ахтырка. На нее Кабмин предусмотрел 54,7 млн грн из государственного бюджета, а также 6 млн грн из бюджетов местных советов. На 91 км всей Р-46 на Харьковщину эти 60 млн грн – почти ничто, учитывая, что километр дороги в среднем «съедает» 6 млн грн. То есть в идеале на ремонт 91 км по таким расценкам нужно как минимум 546 млн грн. Ну а выделенные 60 млн грн автодоровцы растягивают на 13 км дороги. И это только в один слой асфальтобетона. Сделать, например, километры от Харькова до поселка Пересечного нерационально, поэтому на трассе выбрали наиболее разрушенные участки – где-то километр, где-то 500 м, где-то 300 м.

– Отремонтировали основу, где нужно, положили еще два новых слоя – 8 см и 5 см асфальтобетона. Такая дорога должна прослужить 10 лет, – говорит Сергей Пляка. Кроме этого, текущим средним ремонтом выполнено 1,3 км дороги Пересечная – Березовские воды, немного сделали подъезд к селу Хорошево Харьковского района (дорога от Безлюдовки до поворота на карьер), 27 октября там закончили вкладывать асфальтобетон. Сейчас по текущему среднему ремонту делают мостик через Северский Донец в Изюме.

Эксплуатационное содержание включает более 50 видов различных работ: от очистки дорог от снега зимой, посыпание солевой смесью, уборка мусора, до ямочного ремонта, который занимает 70%.

– На это содержание средств не хватает. Поэтому сотрудничаем с районными администрациями, где нам помогают косить обочину, убирают мусор.

Сэкономленные таким образом деньги мы переадресовываем на ямочный ремонт. Три года назад мы наубирали мусора в год на 6 млн грн. Это тогда, как можно было ликвидировать ям на 17 тыс. Кв. м, – говорит Сергей Пляка.

В эти дни горячо от ремонтов на дорогах в Богодуховском районе – подъезд к селу Александровка; в Золочевском – дорога Золочев – Уды; в Балаклее на кольцевой делают ямочный ремонт; в Харьковском районе – дорога по Лизогубовке; в Нововодалжском районе, Змиевском, Первомайском …

 Развенчание мифов

Часто Украинцы жалуются, что «мороз или дождь идет, а они кладут дорогу». Сергей Пляка уверяет, что когда идет дождь – горячей смесью дорогу никто не ремонтирует, а латать ямки можно и в декабре, и в январе. Для этого используют современные технологии.

 – Существует контроль качества, наш инспектор принимает асфальт-бетонную смесь на объекте. Если машина привезет смесь температурой менее 120 градусов, ее выкладывать никто не будет. Для того чтобы сохранялась такая температура есть тенты, подогрев кузова. А еще супертехнология – литая смесь: это асфальтобетон с повышенным количеством битума и специфическим подбором каменных материалов, – рассказывает Сергей Пляка. – Сложность этой технологии в том, что температура такой смеси – 200 градусов. Перевезти ее может только специальная машина (так называемый термос), в которой постоянно работает газовая горелка и система смешивания. Этот материал позволяет нормально работать при температуре до -5 и с влажным покрытием, конечно, не в дождь, но в ноябре, декабре или марте работать можно. Две-три области в Украине пользуются такой современной технологией.

 Не деньгами едиными

К концу года САД обещает выполнить работ примерно на 400 млн грн. О тех миллиардах, которые обещают выделить в следующем году, Сергей Пляка говорит, что лишь малая доля пойдет непосредственно на ремонт, а львиная – на погашение долгов государства подрядчикам за работы прошлых лет. В этом году только начали рассчитываться с долгами за 2012-й. Казалось бы, дайте больше денег – будут лучшие дороги, однако столкнулись с другой работой.

 – Маленькие частные ФОПы при нынешнем объеме работ, который, к счастью, увеличился, не хотят браться за ямочный ремонт, потому что невыгодно. Около ямки надо «потанцевать» полдня, а им легче класть сплошное полотно, – говорит дорожник.

Из-за нехватки финансирования многие дороги запустили, и теперь ямочным ремонтом там не обойтись. Это касается, например, дороги Мерефа – Змиев, или магистрали, которая соединяет Двуречную и Великий Бурлук. Тяжелое состояние пути между Барвековим и Близнюками, а также дороги от Лозовой до границы с Днепропетровской областью. Дороги, которые в свое время выполняли серьезную функцию, а сейчас в тяжелом состоянии, есть в каждом районе области.

В то же время в САД считают, что ситуация в этом году улучшилась, ведь еще четыре года назад на дороги в села не выходили. Никогда такого не было, чтобы зима для автодоровцев не пришла внезапно, а сегодня область имеет самый большой показатель заготовки по соли (100 вагонов), 100% заготовки песка (56 тыс. куб м) и фракционных материалов. Также удалось немного подготовить технику.

– Позитива больше, чем негатива, – убеждает Сергей Пляка. – Конечно, невозможно в один день все отремонтировать, но работа сдвинулась с мертвой точки. У людей загорелись глаза к работе, и они увидели перспективу.

Когда украинцы начнут говорить, что у нас классные дороги, он не берется прогнозировать. Говорит, для этого нужно не только увеличить в десять раз финансирование, но нужно и вовремя.

 Харьковская область – на первом месте в Украине по протяженности автомобильных дорог общего пользования, сеть которых составляет 9627,2 км, из них дорог государственного значения 2298,3 км, местных – 7328,9 км.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я