Новини Бюджет-2015: найти десять отличий

Бюджет-2015: найти десять отличий

281
0

В последнее время среди представителей власти стало модным озвучивать свою ставку и требовать повышения зарплаты.

В последнее время среди представителей власти стало модным озвучивать свою ставку и требовать повышения зарплаты.

 

Сначала заявления о том, что депутатам не прожить на законный доход, прозвучали от самих парламентариев.

 

В последний раз об этом заявила глава Нацбанка Валерия Гонтарева с трибуны Верховной Рады.

 

На вопрос депутата Ивана Крулько, "Батьківщина", о размере своей зарплаты она ответила так.

 

"Вы же ее заморозили на уровне семи минимальных зарплат. Я не согласна с такой зарплатой. Не согласна ни я, ни правление Нацбанка, ни главы департаментов. Она составляет 10 тыс грн в месяц. Мы не согласны с такой зарплатой, поэтому мы надеемся, что Верховная Рада изменит эти…".

 

Весьма вероятно, что надежды Гонтаревой оправдаются, и Кабмин или Верховная Рада изменят "эти" и не только эти положения. Один раз ведь уже изменили . Произошло это после принятия госбюджета, но до его обнародования.

 

ЭП уже писала , что опубликованный документ будет отличаться от принятого. Так и cлучилось. В распоряжении издания оказались подготовленные парламентским комитетом по вопросам бюджета аналитические материалы об этих различиях.

 

Важное доказательство того, что госбюджет на 2015 год принят с нарушениями, – рассмотрение его без предложений и выводов бюджетного комитета как в первом, так и во втором чтениях. Внесенные в последний момент поправки были известны только премьер-министру и членам правительства.

 

Об этом пишет первый замглавы комитета по вопросам бюджета Василий Амельченко, Радикальная партия, спикеру Владимиру Гройсману.

 

 

 

Новые пункты и обычные ошибки вместе с отсутствием нужных подзаконных актов делают невозможным выполнение отдельных положений реформ или же ведут к появлению новых схем по уклонению от уплаты налогов.

 

Неожиданные различия

 

Итак, в чем разница между принятым и обнародованным законом о бюджете?

 

1. В размере зарплат госслужащим, судьям, работникам коммунальных и государственных предприятий.

 

Изначально размер зарплаты госслужащих, кроме сотрудников Антикоррупционного бюро и Нацагентства по вопросам противодействия коррупции, работников государственных и коммунальных предприятий, судей ограничивался 15 размерами минимальных зарплат – 20 670 грн.

 

Зарплата депутатов и членов правительства, кроме министров, ведомства которых участвуют в АТО, ограничивалась размером должностного оклада.

 

Сейчас в бюджете этих норм нет. По закону максимальный размер зарплат народных депутатов, членов Кабмина, сотрудников Нацбанка – семь минимальных зарплат – 9 646 грн. В случае сокращения количества сотрудников в ведомстве максимально допустимый уровень – десять "минималок" или 13 780 грн.

 

"Таким образом утверждена более "мягкая" норма ограничений для народных депутатов и госслужащих и более жесткая для судейского корпуса, сотрудников государственных и коммунальных предприятий", – говорится в материалах.

 

2. В запрете распоряжаться средствами фонда регионального развития.

 

Закон восстанавливает отдельную бюджетную программу "Государственный фонд регионального развития" на 3 млрд грн. В связи с этим из окончательного варианта сметы исчезла статья 21 о капитальных расходах бюджета на 2015 год, которые распределяет Кабинет министров.

 

Параллельно заключительными положениями госбюджета запрещается распределять государственные капитальные расходы и средства фонда регионального развития до внесения изменений в бюджет. Таким образом, без принятия изменений эти расходы будут заморожены.

 

3. В праве государства не возвращать долги гражданам по судебным решениям.

 

Статья 23 закона о бюджета разрешает правительству реструктуризировать свои долги по судебным решениям. Для этого больше не требуется согласие взыскателей. Эти слова исключены из окончательной версии бюджета.

 

Добавлен тезис о том, что до 10% от суммы по указанным решениям будет погашаться за счет реальных денег. Однако соответствующей бюджетной программы и необходимых на это 754,5 млн грн в законе нет.

 

4. В поручении выделить Киеву средства для расчета по долгам и в увеличении государственных расходов на здравоохранение.

 

После доработки в бюджете появилось поручение правительству до 15 февраля изыскать 1,9 млрд грн и выделить их столице в виде субвенции на выполнение долговых обязательств. Из нового – поручение увеличить расходы госбюджета на детскую онкологию и гемодиализ, покупку цифровых маммографов.

 

5. В сжатых сроках по пересмотру тарифов на газ для населения.

 

Нацкомиссии, которая осуществляет регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, поручено пересмотреть цены на газ для потребителей уже в первом квартале 2015 года. Такой шаг призван уменьшить дефицит "Нафтогаза Украины", что, к слову, является требованием МВФ.

 

На НАК, пожалуй, стоит остановиться подробнее. Бюджет-2015 напустил по части монополии туману. В 2014 году финансовая поддержка монополиста составила 107,7 млрд грн, в том числе за счет выпуска ОВГЗ на 96,6 млрд грн.

 

Финплан НАК на 2015 год в парламент не подан – традиционно он появляется ближе к середине года. При этом законом предусмотрено увеличение его уставного капитала в 2015 году за счет эмиссии ОВГЗ на 31,5 млрд грн.

 

Повышение тарифов не отменяет это пополнение. Показатели расходной части бюджета изменились, и эти изменения никоим образом не являются результатом принятых правок в Бюджетный и Налоговый кодексы.

 

Налоговые промашки

 

В аналогичном состоянии находится и новое налоговое законодательство.

 

В отличие от госбюджета большинство несуразиц новой редакции Налогового кодекса – НК – технические. Однако есть и такие, которые без срочного удаления образуют в бюджете новые дыры. Вот основные из них.

 

1. Разрекламированного сокращения налогов не получилось. В законе сохранили туристический и парковочный сборы, поэтому вместо обещанного сокращения с 22 до девяти налогов получилось сократить только до одиннадцати.

 

2. Освобождение от налогообложения ИСИ позволяет по-прежнему уклоняться от уплаты налогов и сохраняет за ИСИ статус "внутренних офшоров".

 

3. Упразднение авансовых платежей для ИСИ при выплате дивидендов в пользу физлиц также сулит появление новых схем по минимизации налогов.

 

4. Упразднено положение об учете убытков по операциям с ценными бумагами на протяжении 730 дней. Это может негативно отразиться на поступлениях от налога на прибыль.

 

5. Уплата ренты не распространяется на добычу ураносодержащих, черных, цветных руд и легирующих металлов. По сути это сужение базы налогообложения и возможные недопоступления в бюджет.

 

6. Ставка акциза на альтернативное моторное топливо – 99 евро за тыс кг вместо предлагаемых 202 евро за тыс кг. Потери бюджета – около 100 млн грн в год.

 

Более подробно о налоговых нестыковках сказано в этом документе .

 

Править не спешат

 

2015 год стартовал с вялой корректировки реформ. Приняв законопроект №1766 о внесении изменений в Бюджетный кодекс, Верховная Рада исправила некоторые спорные моменты в новом законодательстве. Однако этого мало.

 

Массовое внесение поправок ожидается до 15 февраля, после отъезда миссии МВФ. Ситуацию усугубляет отсутствие вороха подзаконных актов и разъяснений. Один из примеров – ситуация с финансированием бюджетных учреждений, переданных в рамках децентрализации от министерств к местным бюджетам.

 

"Перечень учреждений сформирован по областям, однако в нем не определены уровни местных бюджетов, на содержание которых они передаются", – говорится в выводах Ассоциации городов Украины.

 

В первую очередь, от правительства требуются порядки передачи и финансирования таких учреждений и разъяснения относительно распределения полномочий. Без них эти структуры рискуют оказаться без ресурса. У мэров есть вопросы о налоге на недвижимость и новом сборе с подакцизных товаров.

 

Депутаты пока выжидают и ответственность за нестыковки в законодательстве предпочитают перекладывать на правительство.

 

"Я не вижу больших рисков невыполнения доходной части бюджетов всех уровней. Это зона ответственности Минфина. Он полгода с экспертами готовил Бюджетный кодекс. Министерство убеждает нас, что доходная база у местных бюджетов есть. Даже если будут перебои в первые месяцы, то незначительные", – отметил замглавы бюджетного комитета Виктор Кривенко, "Самопоміч".

 

По его словам, депутаты готовят поправки в закон о госбюджете, Бюджетный и Налоговый кодексы. Однако по бюджету этот процесс неактивный. Все ждут поправок, которые подготовит Минфин. Все изменения, которые предлагали депутаты в декабре, также отправлены в Минфин.

 

Из более срочного, отмечает Кривенко, изменение БК относительно эксперимента в сфере здравоохранения, который длился последние три года. Парламент может рассмотреть эти поправки уже 3-5 февраля.

 

"Фракции готовят предложения в НК. Потом они будут вынесены на обсуждение комитетов, а после – в сессионный зал", – объяснил член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Заставный, "Народный фронт".

 

Еще одна налоговая проблема – отсутствие разъяснений со стороны правительства относительно принятых новшеств. "После принятия бюджета Кабмин проспал момент, когда нужно было объяснить новые нормы, избежав возможных проблем и спекуляций вокруг них", – говорит Заставный.

 

В канун Нового года депутаты создали видимость бурной деятельности вокруг доработки реформ. По итогам вроде бы горячих споров и нескольких бессонных ночей наиболее спорные нормы остались в том виде, на котором настаивало правительство. Высока вероятность, что так произойдет и в феврале.

 

Источник: domik.ua

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я