Економіка Авторыночная осень: дешевые электромобили и дорогой бензин

Авторыночная осень: дешевые электромобили и дорогой бензин

524
0

А на авторичке станет меньше импортных машин

Статистика продаж новых машин за первое полугодие наводит на мысль о буме на авторынке. Но эти цифры обманчивы. «По итогам полугодия аналитики рапортовали об увеличении проданных авто на 60% по отношению к прошлому году, — вспоминает гендиректор ВААИД (Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров) Олег Назаренко. — Но нужно учитывать сравнительную базу: год назад зима и весна для авторынка были полным провалом. Прошлой осенью пошло оживление, соответственно, статистика этих осенних месяцев будет уже не такой оптимистичной: месяц к месяцу рост будет в пределах 15%, так что по году мы выйдем на 30-процентное увеличение, или 56—58 тыс. проданных машин».
Операторы авторынка видят динамику продаж чуть более оживленной. Официальный прогноз от компании «Пежо Ситроен Украина» — 60 тыс., а в «Хюндай Мотор Украина» рассчитывают, что объем первичного рынка может вырасти до 65 тыс. машин. «Ниссан Мотор Украина» ждет продаж на уровне 66 тыс. авто за год. «Во втором полугодии мы пересмотрели прогноз в сторону увеличения, — говорит менеджер по связям с общественностью компании Владимир Иванов. — Но сегментация при этом осталась неизменной. Осенью, как и на протяжении всего года, расти будет премиум-класс: во-первых, целевая аудитория этих машин потеряла меньше покупательской способности. Во-вторых, у нас наблюдается период относительной стабильности в экономике и политике, так что начинает реализовываться отложенный спрос на новинки из числа элитных авто. В-третьих, многие премиум-производители снизили цены», информируетеizvestia.com.

«Если гривня не сделает вираж, будут расти продажи и в бюджетном сегменте, — дополняет Назаренко. — Это машины, которые люди в основном берут за наличные. Хуже всего будут идти продажи в средней ценовой нише (машины за $12—20 тыс.) — самыми активными покупателями таких авто всегда были банковские заемщики».

«ВТОРАВТО»: БОЛЬШЕ КОМИССИОНОК, МЕНЬШЕ ИМПОРТА

Рынок подержанных машин этой осенью будет набирать обороты. Связано это, во-первых, с оживлением на первичке. «Рынок бэушных машин напрямую зависит от динамики продаж новых авто: человеку, который обновил транспортное средство, нужно сбыть старое, — поясняет Назаренко. — Плюс из-за низкого уровня доходов постоянно происходят перепродажи — когда человек меняет б/у на б/у, но классом повыше. И до сих пор продолжается реализация кредитных авто, которые заемщики больше не в состоянии содержать». Второй, не менее значимый стимул для автовторички, — принятие закона о комиссионной торговле подержанными авто (закон о трейд-ин), который вступил в силу с 1 июля. «Документ поменял принцип налогообложения в комиссионной торговле, и теперь автосалоны платят государству НДС только со своей маржи от сделки по перепродаже машины (раньше он уплачивался с полной стоимости старого авто). В итоге за лето практически все автооператоры пошли в трейд-ин: комиссионные площадки уже организовали АИС, «УкрАвто», VIDIGroup, «Богдан», — перечисляет независимый автоэксперт Дмитрий Демченко. — Это закономерно, ведь внутренний рынок у нас огромный и подпитывается новыми машинами, особенно премиум-класса. Он у дилера всегда под носом и не так зависит от внешней конъюнктуры, как рынок новых авто. Достаточно было сделать бизнес выгодным. В перспективе нескольких лет сетевые операторы сместятся в сторону вторичного рынка внутренних перепродаж, а первичка станет неосновным заработком автосалонов».

НЕСВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ. На рынке иномарок с пробегом, вопреки прогнозам депутатов, принимавших закон о снижении акцизов, оживление пока слабое. Более того, эксперты считают, что данная новация по итогам года приведет к падению импорта подержанной автотехники в страну. Во-первых, долгожданное удешевление машин связано с требованием Евро-5, ограничением «одно авто в одни руки» и запретом на перепродажу в течение двух лет. Во-вторых, снижение акциза (на 1,5—2 тыс. евро для одной машины), по словам тех, кто уже попробовал пригнать «льготное» авто, нивелируется затратами на проезд и проживание за рубежом. В-третьих, депутаты таки не отменили НДС и единую пошлину на ввоз новых и подержанных авто (всего 1650 евро). В-четвертых, вторичный рынок Европы быстро отреагировал на спрос со стороны украинцев: цены на авто моложе 2010 года за месяц поднялись примерно на 300—500 евро.

В середине августа таможенники обнародовали статистику о том, что за две недели действия закона украинцы ввезли больше полутысячи б/у иномарок. Но это провал. «В прошлом году было завезено 56 тыс. подержанных авто, или по 4—5 тыс. авто в месяц, — вспоминает Назаренко. — По нынешней динамике мы выходим 1,5 тыс. машин в месяц, или 15—18 тыс. в год». Эксперт подчеркивает, что в практическом применении льготных акцизов нет выгоды. Наиболее подходящие для нашего кошелька авто из России завозить, по понятным причинам, запрещено. Таможня требует сертификат происхождения машины, так что даже нелегально из РФ к нам могут заехать единичные бэушки. Что касается, например, немецких машин, то они стоят недешево. Уплатив пошлину и НДС, человек понимает, что такую же машину он мог взять в Украине за те же деньги, а то и дешевле. Это подтверждают расчеты экспертов компании Auto-Consulting, которые сравнили цену у нас и при условии «пригона» из Европы после уплаты всех налогов и сборов. Например, VW Polo будет стоить от 6000 евро у нас и от 6088 евро, если гнать его из-за границы. Toyota Camry у нас можно купить за 13 тыс. евро, тогда как пригнанная обойдется в 19,3 тыс. евро.
электромобили

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Прошлой осенью с целью популяризации депутаты обнулили ввозную пошлину на авто с электродвигателями. При этом не был поддержан законопроект об отмене акциза и НДС, который мог бы снизить цену электрокаров куда больше, чем нулевая ввозная пошлина. В результате экомобили с этого года подешевели всего на $800—900, что похоже на насмешку при стоимости нового авто в $25—30 тыс. Приверженцы экотранспорта отложили надежду купить новую машину у официального дилера, поскольку производители самых популярных электрокаров отсрочили выход на наш рынок.

Сейчас у нас активно продаются подержанные электромобили, покупка которых будет в два раза доступнее новых, но достаточно рискованной. К примеру, в «Ниссан Мотор Украина» отмечают, что львиная доля бэушных Nissan Leaf у нас — это машины, пострадавшие от цунами в Японии и наводнения в Луизиане. «Давать старт официальным продажам того же Nissan Leaf в Украине пока нет смысла: новая машина стоит около $30 тыс. и вряд ли будет пользоваться спросом», — озвучивает позицию компании Иванов. Впрочем, он не отрицает, что она может поменяться: месяц назад в Раду был подан законопроект, который предлагает отменить акцизный налог на ввоз электромобилей (109 евро) и компенсировать покупателю до 16% от цены электромобиля за счет уплаченных им за год налогов. При этом налоговая скидка будет распространяться не только на новые, но и на подержанные экоавто.

Назаренко уверяет, что этой осенью есть перспективы принятия либо этого проекта, либо старого проекта об отмене НДС для покупателей электрокаров. «Но помимо налоговой скидки, нужно предусмотреть льготные кредиты, — считает основатель Украинского центра экотранспорта Владимир Лысенко. — По примеру той же Европы, где ставка колеблется от 2 до 4% годовых. Сегодня «Укргазбанк» и «Ощадбанк» декларируют сниженные ставки на покупку экомобиля — 20% вместо 28—30%. Только вряд ли реальный покупатель пойдет на такие условия».

ВЗАЙМЫ ДАДУТ ПОД 28—30%

Автокредиты осенью доступнее не станут. «Ставка, когда выгодно брать кредит на покупку авто, не должна превышать 10%, — считает советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. — Но пока банки привлекают дорогие депозиты, они не могут позволить себе выдавать дешевые кредиты. С учетом маржи можно говорить о среднесрочном кредите на уровне 28—30%». И такой картина будет в течение всей осени. Правда, госбанки в официальных заявлениях говорят о возобновлении кредитных программ. «Но здесь выдача длинных кредитов физлицам не носит системный характер», — отмечает Кущ. Что же касается реальных программ, они сегодня работают в большинстве своем в банках-партнерах. К примеру, «Ниссан Мотор Украина» выдает займы по программе с RCIBanque. Участие в разработке программы принимал «Креди Агриколь Банк», который кредитует машины брендов «Рено» и «Хюндай». Но пока таких проектов не так много.

НАДАВИЛИ НА ГАЗ

Если в начале августа эксперты прогнозировали снижение стоимостибензина, дизеля и сжиженного газа, то в начале сентября снова заговорили о росте цен. Причиной стало ослабление гривни и стабилизация цен на нефть на уровне, близком к максимальному в текущем году — $50 за баррель. «В этих ценах нет ничего критичного, их рынок достигал уже не раз, — говорит директор «Консалтинговой группы А-95″ Сергей Куюн. — Но ситуация усугубляется новым ослаблением гривни, которое оказывает намного более сильное негативное воздействие на топливные цены». По словам эксперта, сумма этих факторов уже создает предпосылки для роста цен в сентябре. «Если осенью курс останется на текущем уровне, можно ожидать роста цен на бензин и дизельное топливо на 5%. Если курс вырастет еще больше, подорожание, соответственно, будет существеннее», — считает сопредседатель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Со сжиженным газом дела обстоят еще менее оптимистично: здесь цена росла весь август и продолжит расти в сентябре. Помимо упомянутых факторов, в этом сегменте рынка рост цен провоцирует напряженная ситуация с поставками. Цена за литр сегодня колеблется в диапазоне 10,20—10,98 грн и в сентябре может достигнуть 12 грн/л. «Нехватка поставок обусловлена ростом потребления пропан-бутана, таких темпов никто не ожидал. Поэтому газа элементарно не хватает», — констатирует Куюн. Так, из-за повышенного спроса, впервые в истории, трейдеры начали поставки дефицитного ресурса из Италии.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Тарифы на ОСАГО и КАСКО, по словам участников страхового рынка, останутся неизменными. «Моторное (транспортное) страховое бюро Украины подавало в Нацкомфинуслуг предложения по пересмотру коэффициентов, которые предполагали повышение расценок на автогражданку в среднем на 5%. Но они так и не утверждены», — сообщили «Сегодня» в пресс-службе МТСБУ. Также на осень в Бюро анонсировали запуск нового проекта «Полис-онлайн», который станет первым шагом к переходу Украины на систему электронных полисов. «Это даст возможность клиенту самостоятельно приобрести полис в интернете и оплатить его из дома, не опасаясь приобрести фальшивку. Подтверждением наличия полиса будет запись в центральной базе данных. Кстати, через сайт МТСБУ любой водитель может уже сегодня проверять наличие и законность своего полиса», — подчеркивают в пресс-службе Бюро.

КАСКО не только не дорожает, но и наполняется новыми опциями. «Спрос на КАСКО ощутимо снизился, а конкуренция среди страховщиков увеличилась. Поэтому с начала года наблюдается понижение страховых тарифов, — рассказывает менеджер по коммуникациям страховой компании PZU в Украине Александр Мельничук. — Кроме того, ведущие страховые компании все активнее внедряют различные бесплатные сервисы, часть которых даже не является элементом страховых услуг. Например, эвакуация автомобиля при поломке или ДТП, подвоз топлива и т. д.».

Но в этой тарелке с медом есть и свои мухи. Так, этим летом Нацкомфинуслуг лишила лицензии сразу семь страховых, которые были членами МТСБУ, а значит, имели право продавать людям полисы ОСАГО. В Моторном бюро не отрицают возможность новых банкротств страховых компаний. «Нацкомфинуслуг утвердила новые требования к качеству активов, так что многие компании находятся на перепутье, — поясняют в пресс-службе Борю. — Акционерам придется увеличивать капитал или компании будут превращаться в агентов или брокеров. Со своей стороны, МТСБУ сейчас расширило «светофор» – ежеквартальный индикатор качества работы страховщиков. Мы будем публиковать информацию о количестве жалоб на каждую компанию и среднем сроке урегулирования».

еizvestia.com.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я