Новини 21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

427
0

В этот день 7 приходов молитвенно празднуют свое престольное торжество.

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла, telegraf.com.ua

На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Священное Писание говорит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю.

В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка “архи” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Архангел Михаил – один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Имя Михаил – на еврейском буквально означает вопросительное “Кто как Бог?” в значении “никто не равен Богу”. Выражение “Архангел Михаил” в контексте Ветхого Завета может означать: старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Поэтому в православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. – главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Этот образ присутствует уже начиная с апостольских времен. В этом образе он почитается как покровитель и соратник “воинствующей Церкви”, то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (наиболее известный – в Хонех). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель.

В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая.

Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.

Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия. В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: “Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго”. Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил изображается попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит.

Начиная с XII века, изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда: он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп – сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.

Еще архангел Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Он часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого “ангельского деисуса”.

Из икон, посвящённых архангелу Михаилу, можно отметить “Чудо Архистратига Михаила в Хонех”, “Явление Архангела Михаила Иисусу Навину” и “Собор Архангела Михаила”.

Архангел Михаил изображен в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй – архангел Гавриил). Также он считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева, Малоархангельска, Архангельской области, а также ряда других городов и изображен на их гербах.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Введіть свій коментар!
Введіть тут своє ім'я